1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с -Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; - Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; 1.2. МБУ ДО ДТ с.Коса (далее- ДТ с. Коса) реализует дополнительные общеобразовательные программы ( далее – программа) в течение всего календарного года, включая каникулярное время. 1.3. Образовательная деятельность по программе должна быть направлена на: формирование и развитие творческих способностей, обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и физическом развитии; -формирование культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья обучающихся; -обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, педагогического, технического, туристско-краеведческого обучения; социально- - выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявляющих выдающиеся способности; -профессиональную ориентацию обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; 1.4. Программа является обязательным нормативным документом, определяет содержание образования и организацию образовательных отношений в ДТ с. Коса. 1.5. Программа оформляется и разрабатывается в соответствии с настоящим Положением, обсуждается и принимается на педагогическом совете и утверждается директором. По содержанию должна соответствовать одной из направленностей осуществления образовательной деятельности по образовательным программам (художественной, социально-педагогической, физкультурно- спортивной, технической, естественнонаучной, туристско-краеведческой), реализуемой согласно лицензии на право ведения образовательной деятельности. 2. Классификация дополнительных общеобразовательных программ, создаваемых и реализуемых в ДТ с. Коса. 2.1. Программа по типу может быть: - типовой (программа утверждена и рекомендована Министерством просвещения Российской Федерации в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности); -модифицированной (Дополнительная общеобразовательная программа, разрабатываемая педагогом дополнительного образования на основе типовой, но с изменениями в организации образовательного процесса); - авторской (дополнительная общеобразовательная программа инновационная по содержанию, отличающаяся новизной замысла, собственной концептуальной основой и новыми методическими идеями). Авторская дополнительная общеобразовательная программа может быть и экспериментальной. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство должен участвовать с данной дополнительной общеобразовательной программой в конкурсе авторских программ, получить рецензию на данную программу. Авторская дополнительная общеобразовательная программа должна быть рекомендована к использованию педагогическим советом, принята педагогическим советом и утверждена руководителем образовательного учреждения. 2.2. Программа по уровню реализации может быть: - дошкольный уровень образования; программа, ориентированная на начальный уровень образования; - программа, ориентированная на основной уровень образования; - программа, ориентированная на средний уровень образования; - разноуровневая программа. 2.3. По срокам реализации программа может быть: -краткосрочной (до 1 года); долгосрочной (более 1 года). 2.4. Виды программ. - Программы технической направленности нацелены на формирование прикладных, конструкторских способностей, обучающихся с наклонностями в области точных наук и технического творчества. - Программы художественной направленности нацелены на развитие художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, формирование умения видеть, слышать и эмоционально- эстетически переживать, выражая себя и своё художественно-образное видение мира. - Программы физкультурно-спортивной направленности нацелены на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, моральноволевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья. - Программы социально-педагогической направленности нацелены на создание условий для освоения детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок, выработку ценностных ориентаций и способности рефлексии. Эти программы предусматривают реализацию потребности, интереса и стремления человека к самоутверждению, самооценке, к установлению взаимодействия с социальной средой, которое приводит к оптимальному соотношению его индивидуальных целей и ценностей с целями и ценностями группы. - Программы естественнонаучной направленности. Целью данных программ является выявление и последующее развитие творческих способностей, учащихся в научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт. Эти программы позволяют помочь детям адаптироваться в научно-исследовательской, экспериментальной деятельности, создать условия для коммуникации и продуктивной жизнедеятельности. - Программы туристско-краеведческой направленности нацелены на развитие познавательных, исследовательских навыков, обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края; привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, к поисковым работам малоизвестных фактов истории родного края. 3. Требования к разработке программ. 3.1. Программа является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о дополнительном образовании, предлагаемом детям преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет, имеющим конкретизированные цели и фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты. 3.2. Программы разрабатываются и принимаются к реализации ДТ с. Коса в соответствии с требованиями, предъявляемыми к Дополнительным общеобразовательным программам как элементу российской образовательной системы с учётом следующих характеристик дополнительного образования детей: - предоставление ребёнку преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет свободы выбора образовательной области, дополнительной общеобразовательной программы, объёма учебного материала и темпа его освоения, осуществления социальных проб в рамках различных сфер жизнедеятельности; - соответствие выявленным на системной основе образовательным интересам и запросам детей; - направленность содержания на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, актуализацию интеллектуально-творческого потенциала личности, её образовательной активности; - деятельный характер образовательного процесса, его направленность на организацию социального опыта ребёнка, формирование социальной мобильности, адаптивности, ответственности; - отсутствие эффекта сравнения достижений одного ребёнка с достижениями другого; - оценка образовательных результатов на основании личностно-значимых ценностей; -сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с обучающимися; реальность реализации права на собственную позицию и возможность её отстаивания любыми легитимными методами; - неукоснительное соблюдение педагогической этики; ответственность за реализацию не в полном объёме программ в соответствии с учебным планом и расписанием учебного процесса, качество образования. 3.3. Общий объем времени реализации программы определяется педагогом самостоятельно адекватно поставленной цели и задачам. Изменение параметров времени по отдельным разделам или конкретным темам учебного- тематического плана программы определяется педагогом с учётом конкретной ситуации в течение учебного года, динамики интересов воспитанников, достигнутого ими уровня результатов. 3.4. Недельная учебная нагрузка обучающегося определяется образовательными программами, санитарно-гигиеническими нормами, данным положением и составляет: - для групп 1-го года обучения – не более 4 часов; для групп 2-го года обучения – не более 6 часов; для групп 3-го и последующих годов обучения не более 6 часов, и 2 часа индивидуальных занятий для групп по ИОМ, где предусматривается дополнительная углублённая подготовка. Углублённая подготовка предполагает усиленный практический блок – от 70 до 100% учебной нагрузки. 3.5. Педагогические часы, предусмотренные для работы по ИОМ, оформляются отдельной образовательной программой, составляется годовое планирование, заполняется журнал. 3.6. Предложение о рекомендации на тарификацию педагогических часов педагогам дополнительного образования для углублённой подготовки обучающихся принимается на заседании совещания при директоре по следующим результатам: - освоение обучающимися дополнительной образовательной программы составе одного объединения; -обучающиеся стабильно показывают высокий уровень творческих достижений, участие в конкурсах различного уровня; - наличие электронного портфолио. По индивидуальным образовательным маршрутам (ИОМ) могут обучаться дети, имеющие ограниченные возможности здоровья. Списочный состав обучающихся по ИОМ формируются в начале учебного года, рассматривается на педагогическим совете, утверждается приказом директора. 4. Требования к структуре, содержанию и оформлению программы. 4.1. Программа может быть рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), 72 часа (2 часа в неделю), 144 часа (4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в неделю) в год. 4.2. Структура программы является формой представления учебного курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы: -Титульный лист. Пояснительная записка. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого курса. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Список литературы. 4.3. Титульный лист включает: - полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом; - отметку о принятии заседания); программы на педагогическом совете (дата и номер протокола - гриф утверждения программы руководителем учреждения; название программы; срок реализации программы; возраст детей, на которых рассчитана программа; фамилию, имя, отчество, должность педагога, реализующего программу; - название села, в котором реализуется программа; год разработки программы. 4.4. Пояснительная записка раскрывает: - направленность дополнительной общеобразовательной программы; актуальность, педагогическую целесообразность дополнительной общеобразовательной программы; - новизну (отличительные особенности программы от уже существующих дополнительных общеобразовательных программ данной направленности); - цели и задачи курса для каждой ступени обучения (в обучении, развитии, воспитании); - возраст детей, участвующих в реализации данной программы, и особенности возраста; общую характеристику организации образовательного процесса (срок реализации программы, количество часов, режим занятий); - ожидаемые результаты и способы определения их результативности; По усмотрению педагога указываются направления изменения компонентов программы, её структуры, методики и т.д., формулируются предполагаемые новации или вариативные блоки программы. 4.5. Учебно-тематический план программы состоит из - перечня разделов и тем, последовательности их изучения; количества часов на изучение каждой темы с разбивкой на теоретические и практические виды занятий (теоретических – не более 30%, практических – не менее 70%). 4.6. Содержание программы. Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание следует в том порядке, в котором они поставлены в учебно-тематическом плане. Описать тему означает: указать название темы; перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы; указать в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических). В содержании программы количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебно- тематического плана. 4.7. Методическое обеспечение программы включает: - приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса; методическое оснащение учебно-воспитательного процесса методическими видами продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов и т.д.); - учебно-дидактические, справочные, лекционные материалы; рекомендации по проведению практических, проектных работ и т.д.; материально-техническое обеспечение; форм проведения итоговых занятий по программе (массовые мероприятия по профилю программы: концертная деятельность, выставки творческих работ, фестивали, конкурсы, творческие отчёты, обобщающие занятия, творческие конференции и т.д.). 4.8. Список литературы состоит из двух частей: - список литературы для педагога; список литературы для обучающихся. 4.8.1. Список литературы содержит печатные и электронные источники: методические рекомендации по изучению курса, учебные пособия, научно-популярную литературу, материалы периодической печати, интернет-ресурсы и др. 4.8.2. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к образовательной программе каждого курса (предмета). 4.9. Приложения к программе могут быть добавлены приложения различного характера: - иллюстративный материал по тематике занятий; словарь специальных терминов с пояснениями; контрольные вопросы и задания; конспекты, описание занятий; технологические карты; готовые изделия, образцы; материалы тестирования; памятки для родителей; методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми; сценарии творческих мероприятий; диагностические материалы; видео- и аудиозаписи, фотоматериалы; электронные ресурсы и др. способы отслеживания результативности. Указываются методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием дополнительной общеобразовательной программы. Для отслеживания результативности используются: педагогический мониторинг – контрольные задания, тесты, диагностика личностного роста, анкетирование; мониторинг образовательной деятельности обучающихсяведение портфолио, оформление фотоотчётов. Для каждой группы параметров разрабатывается анкеты, тесты, опросники или другие документы, подтверждающие степень оценки достижений обучающихся. 5. Введение программы в действие. 5.1. программа принимается педагогическим советом. 5.2. программа утверждается директором ДТ с.Коса. 5.3. К программе разрабатывается календарно-тематический план, который должен составляться на каждый год обучения и отражать его особенности. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией. Расчёт количества часов в календарнотематическом плане ведётся на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа ИОМ/ОВЗ). Допускается изменение педагогом распределения часов в календарнотематическом плане до 20% от общего количества часов дополнительной общеобразовательной программы. Иной расчёт часов в календарно-тематическом плане необходимо обосновать. В календарно-тематическом плане необходимо закладывать часы на: - вводное занятие (введение в программу); - концертную, выставочную деятельность; - мероприятия воспитывающего и познавательного характера; - участие в конкурсах различного уровня; - проведение массовых мероприятий; - итоговое занятие, отчётное мероприятие. Комплексная и интегрированная программы должны иметь календарно-тематический план на каждую дисциплину. Календарно-тематический план может быть представлен в виде таблицы на каждый год обучения отдельно. 5.4. Календарно-тематический план принимается педагогическим советом учреждения. 5.5. Программа изменяется при изменении законодательства об образовании, Устава, введении новой ступени в изучении предмета, инноваций в учебно-воспитательный процесс с целью повышения качества образования. Изменения, дополнения, вносимые педагогом в программу, рассматриваются педагогическим советом. 6. Требования к авторской программе. Авторская программа должна удовлетворять следующим критериям: 6.1. Соответствие программы общим требованиям к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ. 6.2. Соответствие программы современному состоянию науки, передовой педагогической практики, социальному заказу общества. Полнота раскрытия целей и ценностей образования с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания. 6.3. Учёт интеграционных связей, обеспечивающих состыковку авторской программы с Образовательной программой учреждения. Взаимосвязь образовательных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования. 6.4. Новизна и оригинальность программы. Учёт стандартов общего образования по смежным дисциплинам и личностного аспекта в определении содержания программы (личный опыт детей и педагога). Программа должна включать новые для обучающихся знания, не содержащиеся в типовых программах. 6.5. Оснащённость основными дидактическими материалами и средствами, а так- же методическими рекомендации по её реализации, способствующими реализации поставленных целей. 6.6. Соответствие программы требованиям системности, преемственности и непрерывности образования. Чёткое определение места, роли и задач изучаемых разделов и тем в структуре образовательной программы. Развёртывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех по- следующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи. 6.7. Рациональный выбор технологий, форм и методов организации образовательного процесса с учётом направленности и специфики деятельности объединения. Программа должна предполагать использование наиболее эффективных, активных технологий, форм и методов обучения. 6.8. Психолого-педагогическое обоснование программы; направленность на развитие индивидуальных способностей ребёнка, его интеллектуальной, двигательной и эмоциональной сферы, коммуникативных способностей и социальной адаптации. 6.9. Принцип инвариантности содержания. Включённый в программу материал может применяться для различных групп (категорий) обучающихся, что достигается обобщённостью включённых в неё знаний; их отбором в соответствии с общими для всех обучающихся задачами. 6.10. Конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися знаниям, умениям, личностным компетенциям по каждой из ведущих тем и по программе в целом. Практическая направленность образовательной программы. 6.11. Реалистичность программы с точки зрения временных ресурсов. Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения обучающимися и получения запланированных результатов; устранения возможных при прохождении программы сбоев. 6.12.Эффективность затрат времени на достижение образовательных результатов. Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее эффективной в достижении целей. 6.13.Контролируемость программы. Программа должна обладать прозрачностью для проведения её экспертизы и различных форм контроля. достаточной 7. Ответственность и контроль 7.1.Ответственность за реализацию дополнительного образования. образовательной программы несёт педагог 7.2.Программа считается выполненной в полном объёме, если пройдены все темы учебнотематического плана и уровень усвоения теоретического и практического материала не ниже среднего. 7.3. Контроль реализации образовательной программы детского объединения осуществляют директор и заместитель директора.