Положение о дополнительной общеобразовательной программе

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с
-Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей";
- Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой Распоряжением
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
1.2. МБУ ДО ДТ с.Коса (далее- ДТ с. Коса) реализует дополнительные общеобразовательные
программы ( далее – программа) в течение всего календарного года, включая каникулярное
время.
1.3. Образовательная деятельность по
программе должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей, обучающихся;
 удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и физическом развитии;
-формирование культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья обучающихся;
-обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического,
педагогического, технического, туристско-краеведческого обучения;

социально-

- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявляющих
выдающиеся способности;
-профессиональную ориентацию обучающихся;
 создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
 укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
1.4. Программа является обязательным нормативным документом, определяет содержание
образования и организацию образовательных отношений в ДТ с. Коса.
1.5. Программа оформляется и разрабатывается в соответствии с настоящим Положением,
обсуждается и принимается на педагогическом совете и утверждается директором. По
содержанию должна соответствовать одной из направленностей осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам (художественной,
социально-педагогической, физкультурно- спортивной, технической, естественнонаучной,
туристско-краеведческой), реализуемой согласно лицензии на право ведения
образовательной деятельности.

2. Классификация дополнительных общеобразовательных программ, создаваемых и
реализуемых в ДТ с. Коса.
2.1. Программа по типу может быть:
- типовой (программа утверждена и рекомендована Министерством просвещения
Российской Федерации в качестве примерной по конкретной образовательной области или
направлению деятельности);
-модифицированной (Дополнительная общеобразовательная программа, разрабатываемая
педагогом дополнительного образования на основе типовой, но с изменениями в
организации образовательного процесса);
- авторской (дополнительная общеобразовательная программа инновационная по
содержанию, отличающаяся новизной замысла, собственной концептуальной основой и
новыми методическими идеями). Авторская дополнительная общеобразовательная
программа может быть и экспериментальной. Название «авторская» требует
документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному
автору. Для этого претендент на авторство должен участвовать с данной дополнительной
общеобразовательной программой в конкурсе авторских программ, получить рецензию на
данную программу. Авторская дополнительная общеобразовательная программа должна
быть рекомендована к использованию педагогическим советом, принята педагогическим
советом и утверждена руководителем образовательного учреждения.
2.2. Программа по уровню реализации может быть:
- дошкольный уровень образования;
 программа, ориентированная на начальный уровень образования;
- программа, ориентированная на основной уровень образования;
- программа, ориентированная на средний уровень образования;
- разноуровневая программа.
2.3. По срокам реализации программа может быть:
-краткосрочной (до 1 года);
долгосрочной (более 1 года).
2.4. Виды программ.
- Программы технической направленности нацелены на формирование прикладных,
конструкторских способностей, обучающихся с наклонностями в области точных наук и
технического творчества.
- Программы художественной направленности нацелены на развитие художественных
способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода,
формирование умения видеть, слышать и эмоционально- эстетически переживать, выражая
себя и своё художественно-образное видение мира.
- Программы физкультурно-спортивной направленности нацелены на укрепление здоровья,
формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, моральноволевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.

- Программы социально-педагогической направленности нацелены на создание условий для
освоения детьми положительного социального опыта, социальных ролей и установок,
выработку ценностных ориентаций и способности рефлексии. Эти программы
предусматривают реализацию потребности, интереса и стремления человека к
самоутверждению, самооценке, к установлению взаимодействия с социальной средой,
которое приводит к оптимальному соотношению его индивидуальных целей и ценностей с
целями и ценностями группы.
- Программы естественнонаучной направленности. Целью данных программ является
выявление и последующее развитие творческих способностей, учащихся в научной
деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения
претворять свою авторскую эвристическую идею в новый интеллектуальный продукт. Эти
программы позволяют помочь детям адаптироваться в научно-исследовательской,
экспериментальной деятельности, создать условия для коммуникации и продуктивной
жизнедеятельности.
- Программы туристско-краеведческой направленности нацелены на развитие
познавательных, исследовательских навыков, обучающихся по изучению природы, истории,
культуры родного края; привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране
природы, памятников культуры среды проживания, к поисковым работам малоизвестных
фактов истории родного края.
3. Требования к разработке программ.
3.1. Программа является нормативным документом, содержащим максимально полную
информацию о дополнительном образовании, предлагаемом детям преимущественно в
возрасте от 6 до 18 лет, имеющим конкретизированные цели и фиксируемые,
диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.
3.2. Программы разрабатываются и принимаются к реализации ДТ с. Коса в соответствии с
требованиями, предъявляемыми к Дополнительным общеобразовательным программам как
элементу российской образовательной системы с учётом следующих характеристик
дополнительного образования детей:
- предоставление ребёнку преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет свободы выбора
образовательной области, дополнительной
общеобразовательной программы, объёма
учебного материала и темпа его освоения, осуществления социальных проб в рамках
различных сфер жизнедеятельности;
- соответствие выявленным на системной основе образовательным интересам и запросам
детей;
- направленность содержания на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству,
актуализацию интеллектуально-творческого потенциала личности, её образовательной
активности;
- деятельный характер образовательного процесса, его направленность на организацию
социального опыта ребёнка, формирование социальной мобильности, адаптивности,
ответственности;
- отсутствие эффекта сравнения достижений одного ребёнка с достижениями другого;
- оценка образовательных результатов на основании личностно-значимых ценностей;
-сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с обучающимися;

 реальность реализации права на собственную позицию и возможность её отстаивания
любыми легитимными методами;
- неукоснительное соблюдение педагогической этики;
 ответственность за реализацию не в полном объёме программ в соответствии с учебным
планом и расписанием учебного процесса, качество образования.
3.3. Общий объем времени реализации программы определяется педагогом самостоятельно
адекватно поставленной цели и задачам. Изменение параметров времени по отдельным
разделам или конкретным темам учебного- тематического плана программы определяется
педагогом с учётом конкретной ситуации в течение учебного года, динамики интересов
воспитанников, достигнутого ими уровня результатов.
3.4. Недельная учебная нагрузка обучающегося определяется образовательными
программами, санитарно-гигиеническими нормами, данным положением и составляет:
- для групп 1-го года обучения – не более 4 часов;
 для групп 2-го года обучения – не более 6 часов;
 для групп 3-го и последующих годов обучения не более 6 часов, и 2 часа
индивидуальных занятий для групп по ИОМ, где предусматривается дополнительная
углублённая подготовка. Углублённая подготовка предполагает усиленный практический
блок – от 70 до 100% учебной нагрузки.
3.5. Педагогические часы, предусмотренные для работы по ИОМ, оформляются отдельной
образовательной программой, составляется годовое планирование, заполняется журнал.
3.6. Предложение о рекомендации на тарификацию педагогических часов педагогам
дополнительного образования для углублённой подготовки обучающихся принимается на
заседании совещания при директоре по следующим результатам:
- освоение обучающимися дополнительной образовательной программы составе одного
объединения;
-обучающиеся стабильно показывают высокий уровень творческих достижений, участие в
конкурсах различного уровня;
- наличие электронного портфолио.
По индивидуальным образовательным маршрутам (ИОМ) могут обучаться дети, имеющие
ограниченные возможности здоровья. Списочный состав обучающихся по ИОМ
формируются в начале учебного года, рассматривается на педагогическим совете,
утверждается приказом директора.
4. Требования к структуре, содержанию и оформлению программы.
4.1. Программа может быть рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), 72 часа (2 часа в
неделю), 144 часа (4 часа в неделю), 216 часов (6 часов в неделю) в год.
4.2. Структура программы является формой представления учебного курса как целостной
системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и
включает в себя следующие элементы:
-Титульный лист.

 Пояснительная записка.
 Учебно-тематический план.
 Содержание изучаемого курса.
 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
 Список литературы.
4.3. Титульный лист включает:
- полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом;
- отметку о принятии
заседания);

программы на педагогическом совете (дата и номер протокола

- гриф утверждения программы руководителем учреждения;
 название программы;
 срок реализации программы;
 возраст детей, на которых рассчитана программа;
 фамилию, имя, отчество, должность педагога, реализующего программу;
- название села, в котором реализуется программа;
 год разработки программы.
4.4. Пояснительная записка раскрывает:
- направленность дополнительной общеобразовательной программы;
 актуальность, педагогическую целесообразность дополнительной общеобразовательной
программы;
- новизну (отличительные особенности программы от уже существующих дополнительных
общеобразовательных программ данной направленности);
- цели и задачи курса для каждой ступени обучения (в обучении, развитии, воспитании);
- возраст детей, участвующих в реализации данной программы, и особенности возраста;
общую характеристику организации образовательного процесса (срок реализации
программы, количество часов, режим занятий);
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
 По усмотрению педагога указываются направления изменения компонентов программы, её
структуры, методики и т.д., формулируются предполагаемые новации или вариативные
блоки программы.
4.5. Учебно-тематический план программы состоит из
- перечня разделов и тем, последовательности их изучения;

 количества часов на изучение каждой темы с разбивкой на теоретические и практические
виды занятий (теоретических – не более 30%, практических – не менее 70%).
4.6. Содержание программы.
Содержание программы – это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать
содержание следует в том порядке, в котором они поставлены в учебно-тематическом плане.
Описать тему означает: указать название темы; перечислить основные узловые моменты,
которые излагаются в рамках данной темы; указать в каких формах организуется
образовательный процесс (теоретических, практических). В содержании программы
количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и
темами учебно- тематического плана.
4.7. Методическое обеспечение программы включает:
- приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса;
 методическое оснащение учебно-воспитательного процесса методическими видами
продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов и т.д.);
- учебно-дидактические, справочные, лекционные материалы;
 рекомендации по проведению практических, проектных работ и т.д.;
 материально-техническое обеспечение;
 форм проведения итоговых занятий по программе (массовые мероприятия по профилю
программы: концертная деятельность, выставки творческих работ, фестивали, конкурсы,
творческие отчёты, обобщающие занятия, творческие конференции и т.д.).
4.8. Список литературы состоит из двух частей:
- список литературы для педагога;
 список литературы для обучающихся.
4.8.1. Список литературы содержит печатные и электронные источники: методические
рекомендации по изучению курса, учебные пособия, научно-популярную литературу,
материалы периодической печати, интернет-ресурсы и др.
4.8.2. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия
издательства, года выпуска. В комплексной программе целесообразно составлять списки
литературы к образовательной программе каждого курса (предмета).
4.9. Приложения к программе могут быть добавлены приложения различного характера:
- иллюстративный материал по тематике занятий;
 словарь специальных терминов с пояснениями;
 контрольные вопросы и задания; конспекты, описание занятий;
 технологические карты;
 готовые изделия, образцы;
 материалы тестирования;

 памятки для родителей;
 методические разработки для организации индивидуальной работы с детьми;


сценарии творческих мероприятий;

 диагностические материалы;
 видео- и аудиозаписи, фотоматериалы;
 электронные ресурсы и др.
способы отслеживания результативности. Указываются методы отслеживания
(диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием дополнительной
общеобразовательной программы. Для отслеживания результативности используются:
педагогический мониторинг – контрольные задания, тесты, диагностика личностного роста,
анкетирование; мониторинг образовательной деятельности обучающихсяведение портфолио,
оформление фотоотчётов. Для каждой группы параметров разрабатывается анкеты, тесты,
опросники или другие документы, подтверждающие степень оценки достижений
обучающихся.
5. Введение программы в действие.
5.1. программа принимается педагогическим советом.
5.2. программа утверждается директором ДТ с.Коса.
5.3. К программе разрабатывается календарно-тематический план, который должен
составляться на каждый год обучения и отражать его особенности. Педагог имеет право
самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая
внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на
занятиях должна преобладать над теорией. Расчёт количества часов в календарнотематическом плане ведётся на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это
группа ИОМ/ОВЗ). Допускается изменение педагогом распределения часов в календарнотематическом плане до 20% от общего количества часов дополнительной
общеобразовательной программы. Иной расчёт часов в календарно-тематическом плане
необходимо обосновать.
В календарно-тематическом плане необходимо закладывать часы на:
- вводное занятие (введение в программу);
- концертную, выставочную деятельность;
- мероприятия воспитывающего и познавательного характера;
- участие в конкурсах различного уровня;
- проведение массовых мероприятий;
- итоговое занятие, отчётное мероприятие.
Комплексная и интегрированная программы должны иметь календарно-тематический план
на каждую дисциплину. Календарно-тематический план может быть представлен в виде
таблицы на каждый год обучения отдельно.
5.4. Календарно-тематический план принимается педагогическим советом учреждения.

5.5. Программа изменяется при изменении законодательства об образовании, Устава,
введении новой ступени в изучении предмета, инноваций в учебно-воспитательный процесс
с целью повышения качества образования. Изменения, дополнения, вносимые педагогом в
программу, рассматриваются педагогическим советом.
6. Требования к авторской программе.
Авторская программа должна удовлетворять следующим критериям:
6.1. Соответствие программы общим требованиям к содержанию и оформлению
дополнительных общеобразовательных программ.
6.2. Соответствие программы современному состоянию науки, передовой педагогической
практики, социальному заказу общества. Полнота раскрытия целей и ценностей образования
с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных
целей элементов содержания.
6.3. Учёт интеграционных связей, обеспечивающих состыковку авторской программы с
Образовательной программой учреждения. Взаимосвязь образовательных программ в рамках
образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
6.4. Новизна и оригинальность программы. Учёт стандартов общего образования по
смежным дисциплинам и личностного аспекта в определении содержания программы
(личный опыт детей и педагога). Программа должна включать новые для обучающихся
знания, не содержащиеся в типовых программах.
6.5. Оснащённость основными дидактическими материалами и средствами, а так- же
методическими рекомендации по её реализации, способствующими реализации
поставленных целей.
6.6. Соответствие программы требованиям системности, преемственности и непрерывности
образования. Чёткое определение места, роли и задач изучаемых разделов и тем в структуре
образовательной программы. Развёртывание содержания знаний в программе
структурировано таким образом, что изучение всех по- следующих тем обеспечивается
предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.
6.7. Рациональный выбор технологий, форм и методов организации образовательного
процесса с учётом направленности и специфики деятельности объединения. Программа
должна предполагать использование наиболее эффективных, активных технологий, форм и
методов обучения.
6.8. Психолого-педагогическое обоснование программы; направленность на развитие
индивидуальных способностей ребёнка, его интеллектуальной, двигательной и
эмоциональной сферы, коммуникативных способностей и социальной адаптации.
6.9. Принцип инвариантности содержания. Включённый в программу материал может
применяться для различных групп (категорий) обучающихся, что достигается
обобщённостью включённых в неё знаний; их отбором в соответствии с общими для всех
обучающихся задачами.
6.10. Конкретность определения требований к приобретаемым обучающимися знаниям,
умениям, личностным компетенциям по каждой из ведущих тем и по программе в целом.
Практическая направленность образовательной программы.
6.11. Реалистичность программы с точки зрения временных ресурсов. Материал программы
распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения

обучающимися и получения запланированных результатов; устранения возможных при
прохождении программы сбоев.
6.12.Эффективность затрат времени на достижение образовательных результатов.
Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является
наиболее эффективной в достижении целей.
6.13.Контролируемость
программы.
Программа
должна
обладать
прозрачностью для проведения её экспертизы и различных форм контроля.

достаточной

7. Ответственность и контроль
7.1.Ответственность за реализацию
дополнительного образования.

образовательной

программы

несёт

педагог

7.2.Программа считается выполненной в полном объёме, если пройдены все темы учебнотематического плана и уровень усвоения теоретического и практического материала не ниже
среднего.
7.3. Контроль реализации образовательной программы детского объединения осуществляют
директор и заместитель директора.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.09.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73429821756

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».