Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования Дом творчества с.Коса Рассмотрена на педагогическом совете Утверждаю: Директор ДТ ФИО _______ _________ 20 г. от «_____»_________20 г. Приказ № от Дополнительная общеобразовательная программа Художественно-эстетической направленности «Берестяные мотивы» Возраст детей 9 – 14 лет Срок реализации 3 года Автор составитель: Корякова Татьяна Александровна педагог дополнительного образования с.Коса 20___ г. Содержание 1. Информационная карта 2. Пояснительная записка 3. Календарно- тематическое планирование (первый год обучения) 4. Содержание программы учебного предмета 5. Календарно- тематическое планирование (второй год обучения) 6. Содержание программы учебного предмета 7.Календарно- тематическое планирование (третий год обучения) 8. Содержание программы учебного предмета 9. Перечень учебно-методических средств обучения 10.Литература для педагога 11.Литература для обучающихся 12.Приложения Информационная карта Наименование программы «Берестяные мотивы» Направленность Сведения об авторе (составителе) Художественная 1.ФИО 2.Год рождения 3.Образование 4.Место работы 5.Должность 6.Квалификационная категория 7.Адрес, телефон Сведения о программе Корякова Татьяна Александровна 1981 Средне-специальное МБУ ДО ДТ с. Коса Педагог дополнительного образования Соответствие с. Коса 1.Срок реализации 3 года 2.Возрастна группа 3.Тип программы 4.Харктеристика программы 9-14 лет общеразвивающая По месту образовательной модели Разновозрастного детского объединения По уровню освоения Общекультурный 5.Цель программы создание условий для развития творческого потенциала обучающихся в процессе изготовления художественных изделий из бересты. 6.Ведущие формы и методы образовательной деятельности 7.Формы мониторинга результативности 8.Кадровое обеспечение Промежуточные и итоговые тесты по пройденным темам, творческие работы, конкурсы. Педагог дополнительного образования Пояснительная записка. «Всякая работа - прежде всего творчество. Значит, прежде чем дать работу рукам, Следует хорошо поработать головой». (Д.Леонтьев). Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Берестяные мотивы» художественной направленности, разработана в соответствии с федеральными нормативно-правовыми документами и Уставом учреждения: - Закон «Об образовании в Российской Федерации « от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ; - Сан Пин 2.4.4. 1231-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) - Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013г. 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. -Устав учреждения МБУ ДО ДТ с.Коса. Программа знакомит обучающихся с замечательным народным искусством, историей и технологией изготовления изделий из природного материала. Декоративно-прикладное искусство идёт от корней жизни. Через предметный мир, знакомясь с различными традиционными промыслами, человек воспринимает Родину. Счастлив человек, умеющий вдыхать духовный мир изо всех разновидностей жизни бесконечной природы. Положительной энергией и новыми силами одарит нас берёзовый лес. Берёза – один из самых почитаемых деревьев коми пермяков. Человек издавна стремился украсить своё жилище, одежду и всё, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. Изготавливая любую вещь, мастер думал не только о практическом применении, но и не забывал о красоте. Из самых простых материалов - ткани, бумаги, бисера, природного материала – создаются поистине уникальные произведения декоративно-прикладного искусства. Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование эстетических ориентиров, художественноэстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Обучающимся предоставляется много возможности для творчества, где развивается их фантазия и воображение. Новизна. Данная программа предлагается впервые, где обучающиеся изучают местные художественные промыслы, развивают творческие способности, эстетический вкус к ремеслу, умение видеть красоту материала. Пробуют силы в различных видах народного искусства, может быть, в дальнейшем они посвятят свою жизнь этому увлекательному искусству. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения обучающихся, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, строителей будущей жизни по законам прекрасного, независимо от будущей профессии. Программа объединения «Берестяные мотивы» рассчитана на три года обучения, для обучающихся с 9-14 лет. Но при небольшой корректировке её практической части, допускаются изменения. первый год – 3 раза в неделю (204часа); второй год - 1 раза в неделю (102 часа); третий год – 2 раза в неделю (204 часа); Форма занятий групповая. Занятия могут проводиться по группам. Количественный состав учебных групп зависит от санитарных норм, от возраста обучающихся и года обучения. -наполняемость групп: Первый год обучения – 15 человек; Второй год обучения – 12 человек; Третий год обучения – 10 человек; Целью данной программы является – создание условий для развития творческого потенциала обучающихся в процессе изготовления художественных изделий из бересты. Задачи 1 года обучения: - формировать у обучающихся начальные навыки в области обработки бересты; - развить творческие способности в работе с берестой; - воспитание интереса и уважения к культурным ценностям, наследию и традициям своего народа; К концу первого года обучающиеся должны знать: - историю берестяного промысла; - сведения о заготовке, обработке и хранении бересты; - правила безопасности с инструментами при работе; - происхождение коми-пермяцкого орнамента; - основные законы композиции; Уметь: - правильно организовать рабочее место; - заготавливать, обрабатывать и хранить бересту; - выполнять изделия по схемам, шаблонам; - составлять композиции простых изделий; Задачи 2 года обучения: - проявить дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - развить у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетического чувства и понимания прекрасного; - воспитать коммуникативные навыки; К концу второго года обучающиеся должны знать: - правила работы с режущими и колющими инструментами; - этапы выполнения резьбы на бересте; - технику выполнения декоративного панно, женских украшений; Уметь: -работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями, инструментами, схемами; - правильно подготовить бересту для различных работ; -самостоятельно работать по технологическим картам различных берестяных изделий; -изготовлять изделия по собственному замыслу и самостоятельно разработанному плану; Задачи 3 года обучения: -овладеть основами художественной обработки бересты; -развить аккуратность; самостоятельность, усердие, терпение в работе над изделием; -воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, родному краю; К концу третьего года обучающиеся должны знать: - свойства декорирования на бересте; - технику плетения; - этапы выполнения изделий из пластовой бересты; Уметь: - подбирать материал по цвету, тону, уметь самостоятельно производить сборку изделий (по тех. процессу); - разрабатывать эскизы, шаблоны, выкройки; - производить заключительные этапы изготовления изделий из бересты; - изготовлять традиционные изделия для данной местности; Формы и методы работы: формы проведения занятий: рассказ практическое занятие самостоятельная работа -экскурсии; участие в выставках методы проведения занятий: словесный -наглядный -практическая творческая деятельность; -репродуктивный использование ИКТ Ожидаемые результаты реализации образовательной программы. В рамках реализации цели дополнительной общеразвивающей программы реализуются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данной программы, а именно: -формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; художественной деятельности: - проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; - формирование мотивации к творческому труду, работе на результат. -формирование ответственности за выполняемую работу; -формирование адекватной самооценки; - развитие коммуникабельности, толерантности, способности сотрудничать. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности, и отражают: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах художественной деятельности; - умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; - умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях и вне занятий. Предметные результаты отражают знания и умения обучающихся в художественной деятельности. Регулятивные УУД: принятие учебной цели; выбор способов деятельности; планирование организации контроля труда; организация рабочего места; правила безопасности с инструментами при работе; выполнять изделия по схемам, шаблонам Познавательные УУД: сравнение; анализ; систематизация; практическая работа; -работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями, инструментами, схемами; - правильно подготовить бересту для различных работ; -самостоятельно работать по технологическим картам различных берестяных изделий; -изготовлять изделия по собственному замыслу и самостоятельно разработанному плану; Коммуникативные УУД: -умение отвечать на вопросы, рассуждать, действия и т.п. -слушать и слышать собеседника, учителя; -задавать вопросы на понимание, обобщение; Личностные УУД: -самопознание; -самооценка; личная ответственность; -адекватное реагирование на трудности; Практическим результатом на каждом этапе является создание обучающимся собственных работ, сначала простых ( бусы, вазы, венки, цветы), потом более сложных ( солонки, туеса, шкатулки и т.д). Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. О результатах обучающихся, занимающихся в мастерской, можно судить по выставкам работ, ежегодному участию в районных и окружных выставках и конкурсах. Учебно-тематический план 1-го года обучения № Тема Теория Практика Всего 1 Вводное занятие 2 2 2 Ознакомление с декоративными бусинами. Мастерская изготовления берестяных игрушек. -кукла, -домик, -животные (по выбору обучающихся) Знакомство с коми-пермяцким орнаментом. Виды орнамента. Берестяные изделия в крестьянском быту: -тарелочка, -кружка; -солонка; Знакомство с женскими украшениями Знакомство с плетением Подготовка к выставке 1 7 8 1 7 8 Мини-выставка 1 9 10 Текущее тестирование 1 9 10 Игра-викторина 1 11 12 Конкурс творческих работ 1 7 8 8 8 Итоговое занятие 2 3 4 5 6 7 8 9 Итого: 8 Творческий отчёт (итоговый). Итоговое тестирование, игра 2 64 Формы аттестации(контроля) Беседа 68 Содержание программы. 1.Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на учебный год. Ознакомление с основными инструментами при работе с берестой. Правила безопасности труда и пожарная безопасность. Показ-демонстрация изготовленных изделий из бересты. Свойства и качества, способы заготовки и хранения. 2.Ознакомление с декоративными бусинами. Демонстрация бусин (колокольчик, бочонок, ягодка, тарелочка, усечённый конус, колодка). Выбор, работа по шаблонам, намотка бусин. Изготовление изделий из бусин (бусы, декоративные шторы). 3.Мастерская изготовления берестяных игрушек (кукла, домовой и др). История их происхождения. Подготовка материала для работы, зарисовки в тетрадях, выбор изделия, изготовление отдельных деталей, сборка и украшение. 4.Коми-пермяцкий орнамент. Знакомство с геометрическим и растительным орнаментом. Составление композиций из элементов орнамента. Технология орнаментальной резьбы по бересте и методы резания бересты. Инструменты и приспособления для резьбы по бересте. 5.Экскурсия в музей «Берестяные изделия в крестьянском быту». Беседа о кухонной утвари. Ознакомление с декоративной посудой ( кружка, чашка, ваза), тех. процесс выполнения, выбор, сборка. Украшение. 6. Знакомство и изготовление женских украшений. Демонстрация женских украшений (заколки, кулоны, броши). Выбор изделия, изготовление отдельных деталей, сборка. Парад украшений. 7. Ознакомление с простым плетением из бересты. Демонстрация плетёных изделий (венок, ножны, плетёные подставки, солонки). Выбор изделия, подготовка материала (береста), нарезка лент, сборка полотна, украшение. 8. Подготовка изделий к выставке. Коллективный отбор лучших работ на выставку, поощрение обучающихся. 9. Итоговое занятие. Тестирование. Подведение итогов работы обучающихся за го Учебно-тематический план 2-го года обучения № Тема Теория Практика Всего 1 Вводное занятие 2 1 3 2 1 19 20 1 15 16 1 9 10 1 9 10 1 19 20 1 9 10 8 Изготовление подарочных женских украшений. Изготовление декор. панно, картин применяя природный материал (ивовый прут, мох, ветки). Декорирование на бересте: тиснение, резьба, аппликация, плетение. Знакомство с прорезной резьбой. Знакомство с пластовой берестой ( изготовление туеса, солонки, корзинки, вазы). Знакомство с заготовкой ивового прута. Изготовление изделий: цветы, вазы. Подготовка к выставке 9 10 9 Итоговое занятие 3 3 4 5 6 7 Итого: 8 3 58 102 Формы аттестации(контроля) Минивыставка Текущее тестирование Конкурс творческих работ Творческий отчёт (итоговый). Итоговое тестирование, игра Содержание программы. 1.Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на учебный год. Знакомство с основными инструментами при работе с берестой. Правила безопасности труда и пожарная безопасность. Демонстрация готовых изделий из бересты. Введение в композицию. 2.Изготовление декоративного панно и картин. Показ иллюстративного материала с элементами декорирования (тиснение, аппликация, резьба, роспись, плетение). Работа в тетради, выбор отдельной композиции. Применение декорирования в изделиях из бересты. 3.Методы декорирования на бересте. Показ иллюстративного материала с элементами декорирования (тиснение, аппликация, резьба, роспись, плетение). Работа в тетради, выбор отдельной композиции. Применение декорирования в изделиях из бересты. 4.Знакомство с прорезной резьбой на бересте, применяя геометрический и растительный орнамент. Ознакомление с основными элементами орнамента, используемыми в резьбе. Составление композиций из элементов орнамента. Зарисовки в тетрадях, выбор композиции, резьба орнамента. Знакомство с основными инструментами для резьбы (резец, стамески, пробойники). 5.Изготовление подарочных женских украшений (колье, бус и т.д.). Показ иллюстративного материала с элементами декорирования (тиснение, аппликация, резьба, роспись, плетение). Работа в тетради, выбор отдельной композиции. Применение декорирования в изделиях из бересты. выбор изделия, работа с выкройками, сборка изделия, украшение. 6.Знакомство с пластовой берестой. Изготовление туесов и солонок с применением декора в изделии (роспись, резьба, аппликация). История происхождения, их применение в быту. Подготовка бересты по цвету и тону. Разработки эскизов в цвете и работа по этапам. 7.Знакомство с заготовкой ивового прута и его обработкой. Ознакомление с технологическим процессом изготовления изделий (корзина, ваза, цветы). Выбор изделия, подбор бересты по цвету и тону, сборка, украшение. 8.Подготовка к выставке. Итоговое занятие. Тестирование. Учебно-тематический план 3-го года обучения № Тема Теория Практика Всего 1 2 Вводное занятие Изготовление женских украшений по выбору обучающихся. -бусы с кулоном; -декоративный венок с украшением; -браслет; -брошь; -серьги; Знакомство с музыкальными инструментами. Виды инструментов: рожок, шаркунок, свистулька. Знакомство с росписью на бересте. Виды росписи: нижний Тагил, хохлома, гжель. Изготовление декоративных наборов из бересты и дерева Изготовление декоративных картин из бересты. Применяя виды росписи Изготовление изделий из ивового прута цветы, вазы, корзины. 2 1 1 22 3 24 1 11 12 1 9 10 2 22 24 2 11 12 2 25 27 Изготовление плоских и 2 объёмных плетёных изделий из бересты Изготовление 2 традиционных изделий для данной местности (по заказу), по выбору обучающихся. 23 25 33 35 3 4 5 6 7 8 Формы аттестации(контроля) Конкурс творческих работ Текущее тестирование Конкурс творческих работ 10 Подготовка к выставке 11 Итоговое занятие Итого: 30 3 30 3 9 63 204 Творческий отчёт (итоговый). Тестирование, игра-викторина Содержание программы. 1.Вводное занятие. Ознакомление с планом работы на учебный год. Техника безопасности при работе с режущими инструментами. Правила безопасности труда и пожарная безопасность. 2.Изготовление женских украшений (колье, бус и т.д.). Показ иллюстративного материала с элементами декорирования (тиснение, аппликация, резьба, роспись, плетение). Работа в тетради, выбор отдельной композиции. Применение декорирования в изделиях из бересты. выбор изделия, работа с выкройками, сборка изделия, украшение 3. Беседа о музыкальных инструментах сделанных из бересты (свисток, шаркунок, дудочка). Посещение мини- музея. Работа в тетрадях, выбор изделия, подготовка материала к работе. Изготовление выкроек по выбору изделия, сборка изделия, украшение 4. Роспись. История и её происхождение. Виды росписи (Городецкая, гжель, жостово, хохлома). Техника выполнения росписи на бересте. 5.Изготовление декоративных картин и панно расписных на бересте. Демонстрация изготовленных изделий. Выбор изделия разработки эскизов в цвете, работа с шаблонами, сборка изделия в композицию. Техника безопасности с клеем ПВА, момент, электро- пистолет. 6.Изготовление декоративных наборов из бересты и дерева ( туеса, шкатулки, солонки ). Выбор изделия, составление эскизов в тетради, подготовка материала к работе. Изготовление отдельных элементов (рубашка, венец, лента для обшивки). Разработки эскизов. Сборка изделия по этапам. украшение изделия (роспись, резьба, тиснение, аппликация). 7. Изготовление из ивового прута вазы и корзины. Ознакомление с технологическим процессом изготовления изделий (корзина, ваза). Выбор изделия, подбор бересты по цвету и тону, сборка, украшение. 8.Изготовление плоских и объёмных плетёных изделий (корзинки, конфетницы, шкатулочки, вазы). История происхождения плетёных изделий. Посещение мини-музея. Зарисовка в тетради, выбор изделия, подготовка бересты к работе, нарезка лент, составление полотна по размерам, сборка изделий, украшение. 9. Изготовление традиционных изделий для данной местности (по заказу). Работа в тетрадях зарисовки, выбор изделий обучающимися, составление эскизов в цвете. Заготовка материала для работы (береста по цвету, деревянные шаблоны т.д.). Изготовление отдельных элементов, сборка изделий, украшение. 10.Подготовка к выставкам. Участие в ярмарках - распродажах. 11.Итговое занятие. Тестирование. Подведение итогов за 3-года обучения. Поощрение обучающихся. Условия реализации программы. Помещение соответствует санитарно-гигиеническим нормам. ( Сан- Пин 2.4.4. 1231-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) -помещение; -мебель; -полки для хранения материалов; -шкафы для хранения инструментов, литературы, иллюстраций, эскизов и образцов; -стенды для размещения образцов, схем и проведения выставок; -кладовая для хранения материала (бересты); -раковина и вода для мытья рук. Инструменты: -ножницы; -скрепки, -линейки деревянные, -резец, -шило, -шаблоны деревянные, -карандаши, -клей – ПВА, Момент, электрический пистолет, спец-клей 88; -бумага (калька, рисовальная, картон для шаблонов); -бисер, проволока, леска и материалы для творчества и т.д;; -лак бесцветный, морилка; Материалы: -береста, ивовый прут, шишки, ветки. Методическое обеспечение 1. Образцы готовых изделий. 2. Литература по декоративно-прикладному искусству. 3. Учебно-методический комплекс по годам обучения. 4.Словарь-справочник используемой терминологии. 5.Наглядные пособия изготовленных изделий. 6. Альбом с фотографиями детских работ. 7.Диагностика: тесты на уровень знаний, психологический настрой. 8.Календарно-тематический график. Литература для педагога. 1.Агапова И, М.Давыдова, Аппликация. М.:ООО «ИКТЦ «Лада», 2009 г. 2.Браиловская Л.В. Природные материалы в интерьере: дизайн из соломки, дерева, глины, камня. ( Л.В Браиловская-Ростов-на Дону: «Феникс», 2005.(2) с.; ил.,(4) л.-(это модно). 3 Белякова Н.Е. «изделия из бересты» -Корона,2006. 4. Дубровская Н.В. «Аппликация из бересты» -М, «АСТ», 2008. 5.Гриб А.А. Плетение из соломки и других материалов-./авт.сост/. Гриб. -Минск: Соврем. Шк., 2007- 240 с. 6.Каганова В.И. Аппликационные работы в начальных классах-. М., 2005г. 7.Конькова Н.П. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт-сост. Л.В.Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.-250 с. 8. Локрина Т. Композиции с берестой- М, «Вече» 2005. 9.Мураева В.А. Волгоград: Учитель, 2009- 127 с.: ил. 10.Маркелова О.Н. Поделки из природного материала. Волгоград «Учитель»,2009 11.Перевертень Г.И. «Пофантазируй с берестой» Д, «Сталкер»2007. 12.Ткачук Т.М. Декоративные поделки и панно-/ авт. Сост. – М.: АСТ; Донецк - 2007.- 47, ( 1 ) с.: ил. – ( Поделки своими руками). Законы РФ об образовании - Закон «Об образовании в Российской Федерации « от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ; - СанПин 2.4.4. 1231-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) - Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013г. 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. -Устав учреждения МБУ ДО ДТ с.Коса. Литература для обучающихся 1. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев [Текст]- М.: Эксмо. – 2006; 2. Воронова О., Лучшая книга для домашнего декоратора - М.:Эксмо, 2008г. 3. Журнал Валентина-2015г. 4.Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005. 5. Чибрикова О.В., Прикольные подарки к любому празднику -М.: Эксмо, 2008г. 6.Фалева Н. «Каргополь мастерами славный» Архангельск ЗАО Архангельский печатный двор 2006г. 7.Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Москва. Просвещение, 2007г. 8.Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва. Мозаика-Синтез, 2006г. 9. Ярыгина А.А., Этот чудесный батик, Волгоград: «Учитель»- 2007г. Директор ДТ с.Коса _________О.Ф.Кучева Текущий тест объединения «Берестяные мотивы» 1-го года обучения. 1.Береста это … 2.В какое время года заготавливают бересту? а) зима; б) осень; в) лето; 3 Где и как хранят бересту? 4.Виды орнамента … 5.Перечислить элементы коми-пермяцкого орнамента? 6.Инструмент для резьбы на бересте… 7.Виды бусин (перечислить). 8.Какие изделия можно изготовить из бусин…. 9.Инструмент для намотки бусин…. Директор ДТ с.Коса _________О.Ф.Кучева Итоговый тест объединения «Берестяные мотивы»1-го года обучения. 1. Перечислить все используемые инструменты в работе с берестой? 2. Берестяные изделия в крестьянском быту…. 3. Какие берестяные детские поделки (игрушки) можно изготовить из бересты….. 4. Назвать женские изделия из бересты…. 5. Могут ли женские изделия из бересты служить, как лечебное средство? а) Да; б) Нет; 6. Изобразить композицию берестяных бус. 7.Разновидности плетёных изделий из бересты (перечислить). 8.Расположение бересты при плетении? _ - _ Директор ДТ с.Коса _________О.Ф.Кучева Текущий тест объединения «Берестяные мотивы» 2-го года обучения. 1. Что необходимо для резьбы? (перечислить) 2. Зарисовать отдельные элементы орнамента. геометрический растительный 3.Этапы выполнения резьбы на бересте? а) нанесение узора; б) резьба узора; 4. Перечислить методы декорирования на бересте… 5. Изобразить один из методов декорирования. Закол Директор ДТ с.Коса _________О.Ф.Кучева Итоговый тест объединения «Берестяные мотивы» 2-го года обучения. 1.Нарисовать панно 2.Какой клей используют в работе с берестой? 3. Разработать эскиз бус с кулоном. 4. Нарисовать эскиз туеса. 5. В какое время года заготавливают ивовый прут? а) лето; б) осень; 6. Какие изделия можно изготовить из ивового прута, с применением бересты…. Директор ДТ с.Коса _________О.Ф.Кучева Итоговый тест объединения «Берестяные мотивы» 3-го года обучения. 1.Перчислить технику безопасности с режущими и колющими инструментами…. 2. Дополнительный природный используемый материал в работе с берестой. (перечислить) 3.С чего начинают изготовление изделий? а) разработка эскиза; б) сборка в единую композицию; в) работа по шаблонам; 4. Изобразить отдельные элементы изделий под названиями : Рубашка Венец Обшивка 5.Виды росписи… 6. Изобразить отдельные элементы росписи. 7. Виды плетения…. 8. Плетёные изделия …. 9. Закончить изделие… Словарь терминов Инкрустация – украшение поверхности (деревянной) изделия элементами из соломки. Коточик – металлический выгнутый стержень с плоской поверхностью с удобной деревянной ручкой для проделывания проходов между ленточками во время плетения. Ленторез – служит для приготовления берестяных лент разной ширины, состоит из двух деревянных пластин и металлического лезвия. Междоузлие (коленце) – часть ствола злаков между узлами. Нож-косяк – нож с длинной рукояткой и острым коротким лезвием. Пресс – тяжесть, груз для прижимания склеиваемых деталей. Пробойник – инструмент из стальной трубки для выбивания одинаковых элементов из соломы, бересты. Плетежок (плетенка) – косичка, плетеная тесемка из соломы. Сбежистость – постепенное уменьшение толщины ствола к вершине. Узел – утолщение на стволе злаков. Шаблон – готовый образец, по которому изготавливают изделие. Штампик – инструмент из древесины, трубочек, один из торцов которых имеет форму одного из элемента орнамента (цветок, квадрат, круг и др.) и ударом молотка делают оттиск на бересте.