Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования «Дом творчества с.Коса» Рассмотрена на заседании Педагогического совета «__ »_____________ 20__г. Протокол _________20__г. Утверждаю: Директор МБУ ДО ДТ с.Коса ______________Кучев А.Е Приказ № _________________ Дополнительная общеобразовательная программа Технической направленности «Компьютерная грамотность» Возраст детей 7 –10 лет Срок реализации 2 года Составитель: Кучев Александр Евгеньевич педагог дополнительного образования с.Коса 20___ г. Содержание Информационная карта .......................................................................................... 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................................ 4 Учебно-тематический план на 1 год обучения .................................................... 6 Учебно-тематический план на 2 год обучения .................................................... 8 Информационно-методическое обеспечение ..................................................... 10 Обучающие компьютерные программы. ............................................................ 11 Литература для учащихся..................................................................................... 12 Литература для учителя ........................................................................................ 13 Предполагаемая результативность курса ........................................................... 14 Приложение № 1 ................................................................................................... 17 2 Информационная карта 1 2 3 4 Наименование программы Направленность Сведения об авторе ФИО Год рождения Образование Место работы Должность Квалификационная категория Адрес, телефон «Компьютерная грамотность» Техническая направленность Кучев Александр Евгеньевич 1993 Среднее МБУ ДО ДТ с. Коса Педагог дополнительного образования Соответствие с. Коса ул. Молодежная, 40 89026339575 Сведения о программе Срок реализации Возрастная группа Тип программы Характеристика программы По месту в образовательной модели По уровню освоения Цель программы Ведущие формы и методы образовательной деятельности Форма мониторинга результативности Кадровое обеспечение 3 2 7-9 лет Техническая Разновозрастного детского объединения Общекультурный Формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы в ней (в частности, с использованием компьютера) Беседа, творческие задания, практические занятия, составление проектов. Входная и итоговая диагностики (контрольные упражнения) Педагог дополнительного образования ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовая база: • Закон Российской Федерации « Об образовании». • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. • приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; • приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. №1241, от 22 сентября 2011г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373; • приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений». • Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ». • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296) • Санитарно-эпидемиологические требованиями к учреждениям образования. • • • • • • Данная программа ориентирована на формирование у учащихся начальных классов алгоритмического мышления, проведение практических занятий, связанных с обработкой с информации на компьютере. Занятия предполагают не только первоначальное знакомство с компьютером, но и развитие памяти, логического мышления, познавательных интересов учащихся, на основе активных (в основном игровых) методов и средств обучения. Осваивая компьютер учащиеся смогут использовать его как инструмент в своей дальнейшей учебной деятельности. Основные цели программы: формирование первоначальных элементов логического и алгоритмического мышления младших школьников; формирование информационной культуры через практическую работу с обучающими и развивающими программами. Основные задачи программы: развитие умения работать с обучающими и развивающими компьютерными программами для начальных классов; формирование умений составлять алгоритмы при решении игровых ситуативно-образных задач; формирование устойчивого познавательного интереса к обучению; формирование умений и навыков работы с мышью и клавиатурой при работе за компьютером. Программа рассчитана на детей 7- 9 лет, реализуется за 2 года. 4 Количество обучающихся в группе - 10-15 человек. 1-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа). 2-й год обучения 1 раз в неделю по 1 часу (всего 34 часа). В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 мин (в зависимости от возраста). Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) дидактические игры и упражнения; 2) работа с обучающими программами на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные (в основном игровые) методы и средства обучения. Формы проведения занятий Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами ее организации служат практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации. Программа предусматривает использование следующих форм работы: Фронтальная – подача материала всем обучающимся Индивидуальная – самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднений, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы. Групповая – учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Структура курса Программа разработана по годам обучения и состоит из самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач. 5 Учебно-тематический план на 1 год обучения № Тема Всего часов Количество часов теория практика Введение Компьютер и безопасность 1 Раздел I. Знакомство с компьютером 2 Компьютер – твой друг 2 Раздел II. Беседы об информации 1 Что такое информация 1 Раздел III. Учимся логически мыслить 5 Решение логических задач 5 Раздел IV. Учимся считать 5 Ведем счет на компьютере 5 Раздел V. Учимся рисовать 5 6 Рисуем с помощью компьютера 4 4 7 Работа в графическом редакторе Paint 1 1 Раздел VI. Учимся печатать и читать 5 Алфавит. Первая буква слова. 2 1. 2 3 4 5 8 6 1 1 1 1 2 3 2 3 2 9 10 11 12 Простые слова. Работа с текстом в текстовом редакторе Word. Раздел VII. Играем со словами 3 Игровые задания со словами. Подбор для событий подходящих звуков. Нахождение соответствующего рисунку слова. Нахождение слов, которые обозначают названия указанных предметов. Нахождение слов, образующих рифму с заданным словом Раздел VIII. Развиваем мышление 2 • • • • • • • • • • 2 5 3 2 1 2 1 3 10 23 4 Логические задания ИТОГО 1 33 Предполагаемые умения и навыки 1 класс Учащиеся должны иметь первоначальные представления о : правилах безопасности в кабинете информатики, областях применения компьютеров, способах получения информации. Учащиеся должны у м е т ь : выполнять упражнения для снятия утомляемости глаз, рук, мышц шеи и плеч; включать и выключать компьютер; правильно перемещать мышь по коврику; управлять указателем мыши; работать с клавишами управления курсора на клавиатуре; загружать обучающую программу; осуществлять выход из программы. 7 Учебно-тематический план на 2 год обучения № Тема Всего часов Количество часов теория Введение Правила поведения в кабинете информатики. Гимнастика для глаз и рук. Раздел I. Продолжаем знакомство с компьютером 1 Компьютер и его основные устройства 1 Раздел II. Беседы об информации 1 Основные виды информации (текстовая, числовая, графическая). Раздел III. Учимся логически мыслить 1 Решение логических задач 5 Раздел IV. Учимся считать 2 5 Ведем счет на компьютере 2 2 6 Раздел V. Учимся сопоставлять и рассуждать, развиваем мышление Элементы логики. Суждение: истинное и ложное. Сопоставление. Раздел VI. Учимся рисовать Что такое графика. Раскрашивание компьютерных рисунков.. Голоса животных. Учимся читать. Арифметика. Логическое мышление. 1. 2 3 4 8 9 практика 1 1 1 1 5 2 2 3 2 1 1 3 1 2 2 1 1 5 8 10 11 12 13 14 Раздел VII. Учимся моделировать и конструировать Моделирование. Моделирование с помощью геометрических фигур. Моделирование на клеточном поле. Конструирование Раздел VIII. Развиваем внимательность и смекалку Определение направлений. Определение закономерностей. Цвет и формы. Развитие слухового восприятия. Раздел IX. Учимся печатать и читать 5 Безударные гласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Мягкий знак. Разнообразные слова Раздел X. Учимся запоминать и логически мыслить Упражнения на развитие памяти, логики 4 ИТОГО 3 1 2 2 1 1 2 3 1 3 8 2 6 34 15 19 5 5 4 8 Предполагаемые умения и навыки 2 класс Учащиеся должны иметь представление о: ✓ правилах безопасности в кабинете информатики, ✓ основных устройствах компьютера; ✓ основных видах информации. Учащиеся должны уметь: ✓ выполнять упражнения для снятия утомляемости глаз и рук; ✓ работать с алфовитно-цифровым блоком клавиш на клавиатуре; ✓ обрабатывать текстовую, числовую и графическую информацию, при выполнении игровых учебных ситуаций. 9 Информационно-методическое обеспечение • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как: компьютерные азбуки и буквари для ознакомления с работой с текстом; клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы; компьютерные раскраски и геометрические конструкторы; компьютерные лабиринты для управления объектом; компьютерные мозаики; логические игры на компьютере; компьютерные энциклопедии, путешествия; компьютерные топологические схемы (например, района, метро), компьютерные учебники с иллюстрациями и компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды; игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках; компьютерные среды управления исполнителем. Используемые средства программной поддержки курса: Авторская мастерская УМК по информатике и ИКТ Матвеевой Н. В. на сайте Методической службы БИНОМ http://www.metodist.lbz.ru/. Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире информатики» (пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия») «Информатика» - программа-тренажер для детей «Мир информатики. 1-2 год обучения» «Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления. «Как решить проблему». Самоучитель для развития творческого мышления. «Компьютерная грамотность: звездная миссия» «Волшебные превращения. Основы дизайна» «Суперинтеллект». Головоломки для любознательных «240 логических игр». 10 Обучающие компьютерные программы. • • • • • • • • • • • 1 класс. 1. Братцы кролики. В гостях у Кролика. Школа Кролика. – М.: Софт Медиа, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв. 2.Волшебный букварь. [Электронный ресурс] – М.: Copyright Акела, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв. 3.Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв. 4.Незнайкина грамота: сборник образовательных игр для малышей. [Электронный ресурс] – М.: Бука, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв. 2 класс. 1.Весёлая Азбука. Интерактивные мультфильмы-уроки для детей. [Электронный ресурс] – М.: Кирилл и Мефодий, 1997. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв. 2.Волшебный букварь. [Электронный ресурс] – М.: Copyright Акела, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв. 3.Мир информатики 1-4 годы. [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодия. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв. 4.Остров Арифметики. Обучающие игры для детей. [Электронный ресурс]– Истрасофт, 1999. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв. 5.Учимся с Аликом. [Электронный ресурс] – М.: Руссобит-М, 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв. 6. Учись рисуя. Обучающая программа. [Электронный ресурс] – М.: Copyright Акела, 1998. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв., цв. 11 Литература для учащихся • • • «Компьютер для детей», Москва, АСТ-Пресс, 2008 год И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 2007 год Сборник «Задачи для развития логики». 12 Литература для учителя • • • • • Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, Москва, «Просвещение», 2000 год С.Н.Тур, Т.П.Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 1-4 классов.Санкт-Петербург, 2002 год Информатика. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе. Москва, «Бином. Лаборатория знаний», 2004 год И.Л.Никольская, Л.И.Тигранова «Гимнастика для ума», Москва, «Просвещение. Учебная литература», 2007 год Д.В.Клименченко «Задачи по математике для любознательных», Москва, «Просвещение», 1992 год. 13 Предполагаемая результативность курса По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с информацией и применять их в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате работы по данной программе учащиеся будут: В результате обучения учащиеся должны 1. Знать правила поведения в компьютерном классе; 2. Знать основные сферы применения компьютеров; 3. Уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях “вверх”, “вниз”, “вправо”, “влево”; 4. Уметь точно выполнять действия под диктовку учителя; 5. Уметь проводить анализ при решении логических задач; 6. Иметь понятие о множестве; 7. Уметь приводить примеры множеств предметов и располагать их в порядке расширения или в порядке сужения объема понятий; 8. Уметь находить общий признак для группы предметов; 9. Знать понятие существенного признака предмета; 10. Уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов; 11. Уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей; 12. Уметь предлагать несколько вариантов «лишнего предмета» в группе однородных предметов; 13. Уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению; 14. Уметь разделять фигуру на заданные части по преставлению; 15. Уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами; 16. Иметь представление о различных формах курсора; 17. Знать назначение клавиш Enter, Bakspace, Пробел; 18. Использовать клавиатуру и мышь при работе с прикладными программами; 19. Уметь управлять объектами на экране монитора. 20. Уметь рисовать в графическом редакторе Paint. В качестве результатов занятий внеурочной деятельности школьников служит: 1. Связь обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка. 2. Коммуникативная активность учащихся. Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: коллективная форма работы, развитие умений и навыков по предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень. Формирование универсальных учебных действий Личностные ✓ внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе; 14 ✓ положительная мотивация и познавательный интерес «Компьютерная грамотность»; ✓ способность к самооценке; ✓ начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях; ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ к изучению курса Метапредметные Познавательные начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; сбор информации; обработка информации (с помощью ИКТ); анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приёмы решения задач; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; сравнение; классификация по заданным критериям; установление аналогий; построение рассуждения. Регулятивные начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение выполнять учебные действия в устной форме; использовать речь для регуляции своего действия; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; 15 ✓ адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Формы и средства контроля, оценки и фиксации результатов Оценка достигнутых результатов (личностных и метопредметных) осуществляется с помощью пакета диагностических методик и критериев, а также через наблюдение; предметные результаты оцениваются с помощью контрольных работ. Все результаты заносятся в таблицы фиксации результатов с последующим количественным и качественным анализами. (Приложение № 1). Все полученные результаты фиксируются в листах наблюдений (Приложение № 2). 16 Приложение № 1 Методики и критерии оценки планируемых результатов Метапредметные планируемые результаты - Познавательные универсальные учебные действия Для определения уровня развития познавательных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям: 1. Методика «Сравнение понятий». Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей. 2. Методика «Выделение существенных признаков». Цель: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. 3. Тест «Исключение лишнего» (Марцинковская Т.Д.) Цель: исследовать способность к классификации и анализу. 4. Методика «Простые аналогии». Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями. 5. Методика «Схематизация». Направлена на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве. 6. Методика «Таинственное письмо» (Венгер Л.А.). Цель: диагностика познавательной активности и умения декодировать информацию. Критерии оценки познавательных универсальных учебных действий 1. Умение анализировать объекты с целью выделения признаков. Критерий Уровни усвоения Качественные Количественные показатели показатели Умение Высокий 3 балла анализировать (повышенный) объекты с целью средний (базовый) Обучающийся 2 балла выделения признаков осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков низкий Обучающийся 1 балл затрудняется выделить признаки объекта 2. Умение выбрать основание для сравнения объектов Критерий Уровни усвоения Качественные Количественные показатели показатели 17 Умение выбрать основание для сравнения объектов Высокий (повышенный) средний (базовый) низкий Обучающийся осуществляет сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии. Обучающийся сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака Обучающийся затрудняется сравнить объекты по предложенному основанию 3. Умение выбрать основание для классификации объектов Критерий Уровни усвоения Качественные показатели Умение выбрать Высокий Обучающийся основание для (повышенный) осуществляет классификации классификацию, объектов самостоятельно выбирая критерии. средний (базовый) Обучающийся проводит классификацию по заданным критериям низкий Обучающийся затрудняется классифицировать объекты по предложенному основанию 4. Умение доказать свою точку зрения Критерий Уровни усвоения Умение доказать свою точку зрения Высокий (повышенный) средний (базовый) Качественные показатели Обучающийся строит логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей Обучающийся строит 18 3 балла 1 балл Количественные показатели 3 балла 2 балла 1 балл Количественные показатели 3 балла 2 балла низкий рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях Обучающийся затрудняется в подборе аргументов для обоснования своей точки зрения 5. Умение определять последовательность событий Критерий Уровни усвоения Качественные показатели Умение определять Высокий Обучающийся последовательность (повышенный) устанавливает событий последовательность событий, выявляет недостающие элементы средний (базовый) Обучающийся устанавливает последовательность событий низкий Обучающийся затрудняется установить последовательность событий 6. Умение определять последовательность действий Критерий Уровни усвоения Качественные показатели Умение определять Высокий Обучающийся последовательность (повышенный) определяет действий последовательность выполнения действий, составляет инструкцию (алгоритм) к выполненному действию средний (базовый) Обучающийся определяет последовательность выполнения действий, составляет простейшую инструкцию из двухтрех шагов низкий Обучающийся 19 1 балл Количественные показатели 3 балла 2 балла 1 балл Количественные показатели 3 балла 2 балла 1 балл затрудняется определить последовательность выполнения действий, не может составить простейшую инструкцию из двухтрех шагов 7. Умение использовать знаково-символические средства Критерий Уровни усвоения Качественные показатели Умение использовать Высокий Обучающийся могут знаково(повышенный) создавать и символические преобразовывать средства модели и схемы для выполнения заданий средний (базовый) Обучающийся использует знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы для выполнения заданий низкий Обучающийся затрудняется при использовании знаковосимволические средств для выполнения заданий 8. Умение кодировать и декодировать информацию Критерий Уровни усвоения Качественные показатели Умение кодировать и Высокий Обучающийся может декодировать (повышенный) закодировать и информацию декодировать свою информацию средний (базовый) Обучающийся может закодировать и декодировать предложенную информацию низкий Обучающийся затрудняется закодировать и декодировать предложенную информацию 20 Количественные показатели 3 балла 2 балла 1 балл Количественные показатели 3 балла 2 балла 1 балл 9. Умение понимать информацию, представленную в неявном виде Критерий Уровни усвоения Качественные Количественные показатели показатели Умение понимать Высокий Обучающийся 3 балла информацию, (повышенный) понимает представленную в информацию, неявном виде представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) и может самостоятельно представить информацию в неявном виде. средний (базовый) Обучающийся 2 балла понимает информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию). низкий Обучающийся 1 балл затрудняется в понимании информации, которая представлена в нееявном виде (не выделяет общий признак группы элементов, не характеризует явление по его описанию). Регулятивные универсальные учебные действия Для определения уровня развития регулятивных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям: 1. Методика «Выкладывание узора из кубиков». Цель: выявление развития регулятивных действий. 2. Методика «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая). 21 Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. 3. Методика «Сокращение алфавита» Г.А. Цукермен. Цель: выявление предметной организации ребенка, помогающая или мешающая ему принимать учебную задачу. 4. Методика изучения уровня внимания (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабылицкая). Цель: Изучить уровень внимания и самоконтроля школьников. Критерии оценки регулятивных универсальных учебных действий 1. Способность принимать и сохранять учебную цель и задачи Критерий Уровни усвоения Качественные Количественные показатели показатели Способность Высокий Обучающийся в 3 балла принимать и (повышенный) сотрудничестве с сохранять учебную учителем ставит цель и задачи новые учебные задачи средний (базовый) Обучающийся 2 балла принимает и сохраняет учебные цели и задачи низкий Обучающийся 1 балл принимает и сохраняет учебные цели и задачи при поддержке взрослого 2. Умение контролировать свои действия Критерий Уровни усвоения Качественные показатели Умение Высокий Обучающийся контролировать свои (повышенный) осуществляет действия контроль на уровне произвольного внимания средний (базовый) Обучающийся осуществляет контроль при наличии эталона низкий Обучающийся осуществляет контроль только при помощи взрослого 3. Умения планировать свои действия Критерий Уровни усвоения Умения планировать свои действия Высокий (повышенный) Качественные показатели Обучающийся планирует и выполняет свои действия в соответствии с 22 Количественные показатели 3 балла 2 балла 1 балл Количественные показатели 3 балла средний (базовый) низкий поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале Обучающийся планирует и выполняет свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Обучающийся осуществляет планирование только при помощи взрослого 4. Умения оценивать свои действия Критерий Уровни усвоения 2 балла 1 балл Качественные показатели Умения оценивать Высокий Обучающийся свои действия (повышенный) адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия средний (базовый) Обучающийся оценивает правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки низкий Обучающийся осуществляет оценку действий при поддержке взрослого Коммуникативные универсальные учебные действия Количественные показатели 3 балла 2 балла 1 балл Для определения уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям: 1. Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитекторстроитель»). Цель: выявление уровня сформированности действия по передачи информации и отображению предметного содержания и условий деятельности. 23 Критерии оценки коммуникативных универсальных учебных действий 1. Умение объяснить свой выбор Критерий Уровни усвоения Качественные Количественные показатели показатели Умение объяснить Высокий Обучающийся может 3 балла свой выбор (повышенный) построить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора, ответить на поставленные вопросы средний (базовый) Обучающийся может 2 балла построить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора низкий Обучающийся 1 балл затрудняется в построении понятных для партнера высказываний при объяснении своего выбора 2. Умение задавать вопросы Критерий Уровни усвоения Умение задавать вопросы Высокий (повышенный) Качественные показатели Обучающийся может сформулировать вопрос, необходимый для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером средний (базовый) Обучающийся формулирует вопрос низкий Обучающийся затрудняется при формулировки вопросов Личностные планируемые результаты Количественные показатели 3 балла 2 балла 1 балл Для определения уровня сформированности личностных результатов были проведены следующие диагностические методики, которые соответствую нижеперечисленным критериям: 24 1. Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера). Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. Критерии сформированности личностных планируемых результатов 1. Внутренняя позиция школьника Критерий Уровни усвоения Качественные Количественные показатели показатели Внутренняя позиция Высокий У обучающегося 3 балла школьника (повышенный) сформирована внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний средний (базовый) У обучающегося 2 балла сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» низкий У обучающегося 1 балл только формируется внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. 25