Умелые руки М.Н новая (1)

Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Дом творчества с.Коса»

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
«___» __________20___год
Протокол №______

Утверждаю:
Директор МБУ ДО ДТ с.Коса
__________Кучев А.Е
Приказ №_____________

Дополнительная общеобразовательная программа
Художественной направленности
«Умелые руки»
Возраст детей 7-14 лет
Срок реализации 3 года

Составитель:
Нилогова М.Н.- педагог
дополнительного
образования

с.Коса 20___г

Содержание
Содержание .................................................................................................................... 2
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА .................................................................................. 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................. 4
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ .................................. 10
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ................................................................................ 11
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ .................................. 12
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ................................................................................ 13
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ .................................. 14
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .............................................................................. 15
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ .................................. 16
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .............................................................................. 17
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ .................................. 18
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .............................................................................. 19
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:........................................................... 20
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ........................................................................ 21
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА ............................................................................. 22
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ .................................................................. 23
ПРИЛОЖЕНИЯ ........................................................................................................... 24
Тест 1 полугодие 2год обучения ................................................................................................... 27
Итоговый тест 2 год обучения...................................................................................................... 28
Тест 1 полугодие 2 год обучения .................................................................................................. 29
Итоговый тест 2 год обучения....................................................................................................... 30
Тест 1 полугодие 3 год обучения .................................................................................................. 31
Итоговый тест 3 год обучения....................................................................................................... 32

2

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1
2
3

4

Наименование прогаммы
Направленность
Сведения об авторе
ФИО
Год рождения
Образование
Место работы
Должность

«Творческая мастерская»
Художественная
Нилогова Марина Николаевна
1982
Среднее специальное
МБУ ДО ДТ с.Коса
Педагог дополнительного
образования
Нет катиегории
Коса, ул. Фадеева 15

Квалификационная категория
Адрес, телефон
Сведения о программе
Срок реализации
Возрастная группа
Тип программы

3 год обучения
7-14 лет
общеобразовательная

Характеристика программы
По месту в образовательной
модели
По уровню освоению
Цель программы

Разновозрастного детского
объединения

Ведущие формы и методы
образовательной деятельности

Беседа, посещение
выставок,занятие-игра,
творческие задания, практические
занятия, посещение музеев
Тесты, творческие задания.

общекультурный
Восстанавливать традиции и
вызывать у учащихся интерес к
различным видам декоративноприкладного творчества,
самобытной, культуре.

Форма мониторинга
результативности
Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного
образования

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Умелые руки» художественной направленности.
Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
-Закон РФ от 29.12.2012№273 «Об образовании вРоссийской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ
«Об утверждении и введении в действие федерального образовательного
стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 № 373;
- Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в ОУ (утверждены 29. 12.2012г.);
-Распоряжением правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «План мероприятий на
2015-2020годы по реализации Концепции развития дополнительного
образования детей»;
-Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
-Устав «Дом творчества с. Коса.»
Программа модифицированная, за основу взята программа О.С.
Молотобарова «Основы художественного мастерства».
Богато и разнообразно народное декоративно-прикладное искусство. Из
года в год усиливается интерес к этому массовому, поистине всеобщему
творчеству, в котором народ выражает свои представления о прекрасном,
стремлении преобразить по законам гармонии и красоты свое непосредственное
окружение. Дома и костюмы, утварь и орудие труда - бесчисленные тому
примеры. Эти зачастую безымянные произведения воплотили в осязаемых
вещественных формах стремление самых широких масс народа к красоте.
Вышивка, мягкая игрушка относятся к одним из
наиболее
распространенных видов декоративно-прикладного творчества.
Вышивка-это доступный способ воплотить в жизнь свои художественные
фантазии и подчеркнуть свою индивидуальность. Вы получите не только
удовлетворение от собственноручно изготовленного труда, но и отдохнете от
каждодневных забот и тревог, избавитесь от стресса.
Какие бы перемены не потрясли, нашу планету вышивание было и остается,
любимым занятием дам, девушек и девочек во всех странах мира.
Художественное оформление ткани было присуще всем народам во все
века.
Аппликации из ткани (от латинского слова прикладывание) является
одним из разновидностей вышивки, заключается в вырезании, наложении
различных форм и закреплении их на другом материале (фоне).
4

Занятия аппликацией способствуют развитию творчества, пробуждают
фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение,
воспитывают волю.
Аппликацию используют для изготовления панно, украшения детской одежды,
оформления праздничных костюмов, игрушек, сувениров.
Игрушка всегда сопутствовала человеку. Она - один из самых древних
видов декоративно – прикладного
искусства, украшающего наш быт
радующего наш глаз. Игрушку любят все- дети и взрослые. Для детей она забава,
игра, взрослые же с удовольствием смотрят на красивые игрушки, которые
доставляют истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую
улыбку.
Игрушка, выполненная, своими руками имеет большое значение в
творческом развитии ребенка. Работа над мягкой игрушкой является одной из
форм эстетического и трудового воспитания.
Подарок, сделанный своими руками, когда каждый стежок вкладывается
теплота рук, энергия и любовь, является самой большой ценностью. В основе
программы лежат духовное становление личности ребёнка, практическое
освоение юным поколением культурного и художественного наследия народа,
воспитание любви к родной земле.
Среди разнообразных украшений национального костюма многих народов мира
широкой популярностью пользуются украшения из бисера и стекляруса. Так
головной убор «кокошник» коми- пермяки украшали бусинами, бисером.
Бисер, фенечки… эти слова завораживают людей разного возраста.
Сегодня бисероплетение – это не только изготовление украшений, но и один из
видов изобразительного искусства.
Каждая выполненная из бисера вещь индивидуальна, хранит тепло рук мастера и
может стать оригинальным сувениром и подарком для друзей и близких.
Еще несколько лет назад секреты рукоделия передавались в семье от матери к
дочери, сейчас эта связь утрачена, поэтому:
ЦЕЛЬ - объединения восстанавливать традиции и вызывать у обучающихся
интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества, самобытной,
культуре.
Новизна программы состоит в том, что знакомство обучающихся с
произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления
красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для общего
художественного развития детей, для воспитания у них здорового нравственного
начала, любви и уважения к труду.
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении
личности ребёнка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала,
5

вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его
эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в
области художественного творчества, обучающиеся получают возможность
удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать
своими руками.
Программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает
художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения,
связь народной культуры с общечеловеческими ценностями одновременно
осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе
собственной художественно-творческой активности.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что обязательным условием
программы является формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение
его участия в различных конкурсах, выставках. Перед педагогами стоит задача
оказать поддержку одарённым и способным детям. Для этого используется
индивидуальное обучение, создаются условия, подходящие для успешного
развития способного ученика и предоставляются максимальные возможности
для развития таланта.
-1 год обучения 2 группы, 34 часа в год;
-1 год обучения 2 группы, 68 часа в год;
-2 года обучения 1 группы, 68 часов в год;
-3 года обучения 2 группа, 68 часов в год;
-3 года обучения 1 группа, 68 часов в год;
Программа рассчитана на 3 год обучения, подразумевается деление групп по
возрасту.
ЗАДАЧИ 1 года обучения:
Обучающие (ПРЕДМЕТНЫЕ)
-знакомство с историей вещей, которыми будем пользоваться на занятии;
-обучение технологии изготовления игрушек из бумаги, из бисера, аппликации
из бумаги способом «приклеивания».
Развивающие (МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ)
- формирование интереса к обучению, развитие мелкой моторики.
Воспитывающие (ЛИЧНОСТНЫЕ)
- воспитание усидчивости, аккуратности, умения доводить начатое до конца.
ЗАДАЧИ 2 года обучения:
Обучающие (ПРЕДМЕТНЫЕ)
-обучение технологии выполнения простейших швов, технологии изготовления
мягкой игрушки, фенечек из бисера, технологии выполнения счётных швов
6

Развивающие (МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ)
- формирование интереса к обучению, развить интерес к работе с тканью
Воспитывающие (ЛИЧНОСТНЫЕ)
- воспитание трудолюбия, любви к своей малой родине(личностные)
ЗАДАЧИ 3 года обучения:
Обучающие (ПРЕДМЕТНЫЕ)
-обучить технологии изготовления куклы,технологии вышивки лентами,
бисером, технике изонить, игрушек из бисера, широких фенечек
Развивающие (МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ)
- Знакомство с костюмом Коми-пермяков, пробуждать любознательность в
области народного декоративно - прикладного творчества
Воспитывающие (ЛИЧНОСТНЫЕ)
- воспитание любви к традиционному народному искусству
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Методы обучения выбираются в зависимости от типа занятия и цели:
-при изучении нового материала - словестные, наглядное;
-изготовление по образцу применяется для закрепления изученного,
формирования умений и навыков;
-использование всевозможных средств обучения (книг, журналов, наглядных
пособий, лекал-выкроек, инструментов);
-работа под руководством педагога;
-работа по инструкционным картам;
-творческая работа по практическим занятиям;
-предусмотрены домашние задания для закрепления изученного.
ПЛАНИРУЕЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебной
программы объединения «Творческая мастерская»
Личностные результаты
•

•
•
•
•
•

проявление познавательных интересов и активности в данной области
предметной технологической деятельности;
овладение установками, нормами и правилами организации умственного и
физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
проявление интереса к народному декоративно - прикладному творчеству;
бережное отношение к природным ресурсам;
7

•

самооценка своей деятельности.

Предметные результаты
В познавательной сфере:
•

•
•
•

рациональное использование учебной информации для проектирования и
создания объектов труда;
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
распознавание швов по схемам и выполнение;
владение способами
организации труда, формами деятельности,
соответствующими культуре труда.

В трудовой сфере:
•
•
•
•
•

планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и
материально-энергетических ресурсов;
соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
контроль промежуточных и конечных результатов труда;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов
их исправления.

Метапредметные результаты
•
•

•

•
•

планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических
задач;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ
по созданию изделий;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой
деятельности с другими ее участниками;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой
деятельности и созидательного труда.

На занятиях у обучающихся реализуются следующие УУД:
Регулятивные УУД
• принятие учебной цели;
• выбор способов деятельности;
8

• организация рабочего места;
• выполнение правил гигиены
Познавательные УУД:
•
•
•
•

сравнение;
анализ;
практическая работа;
усвоение информации

Коммуникативные УУД:
•

умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия,
задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:
•
•
•
•

самопознание;
самооценка;
личная ответственность;
адекватное реагирование на трудности

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Основной организационной формой обучения является практическое занятие, во
время которого педагог наблюдает технику выполнения, проверяет качество;
-теоретические сведения содержат основные данные, связанные с процессом
изготовления изделия, логически связаны с изучаемым материалом и
одновременно помогают в решении воспитательных задач:
- Беседа;
- Объяснение;
- Демонстрация готовых изделий;
- Анализ работ;
- Диагностика может проходить в форме:
-наблюдения;
-тестирования;
-анкетирования;
- опрос.

9

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ Тема
теория
практика
всего

2

1
3

Форма
аттестации
Опрос
Игра

1

2

3

Выставка, игра

1

7

8

Выставка, игра

Игрушки из
бисера на
проволочной
основе

1

9

10

Игра

Изготовление
сувениров к
праздникам
Подготовка к
творческому
отчету
Итоговое занятие
Всего

1

3

4

Выставка

4

4

Выставка

Тестирование

27

1
34

1
2

Вводное занятие
Конструирование
из плоскостных
деталей

1
1

3

Конструирование
из объемных
деталей
Джутовая
филигрань

5

6

4

7

8

1
7

10

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Знакомство с детьми, планом работы на учебный год.
Демонстрация работ, которые учащиеся научатся выполнять.
2.КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ПЛОСКИХ ДЕТАЛЕЙ.
Изготовление из бумагии картона динамическихигрушек по выбору:
Чебурашка,Мальвина,Доктор,«Айболит», Тигрёнок, Медведь.
3.КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ОБЪЕМНЫХ ДЕТАЛЕЙ. Изготовление макетов из
геометрических фигур: колодец, скворечник. Изготовлениеневаляшек:рыбка,
уточка.
4. ДЖУТОВАЯ ФИЛИГРАНЬ. Вводное занятие. Техника безопасности. Работа в
технике джутовая филиграни на плоскости. Подготовка эскиза композиции.
Подготовка основных деталей. Составление композиции. Окрашивание изделия
при надобности. Оформление композиции к просмотру.
5.ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА.
Приём плетения «крестик», работа по схемам, плетение на проволочной основе и
лески.
6.ИЗГОТОВЛЕНИЕ СУВЕНИРОВ К ПРАЗДНИКАМ.
Беседа о сувенирах. Бумажная пластика. Цветы.
7.ПОДГОТОВКА К ТВОРЧЕСКОМУ ОТЧЕТУ.
Подготовка изделий к выставкам. Оформление выставок.
8.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Подведение итогов работы за учебный год. Анализ выполненных работ.
Подведение итогов конкурса «Лучший кружковец года». Знакомство с планом
работы на следующий учебный год.

11

№
1
2

3

4
5

6

7

8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема
теория
практика
всего
Форма
аттестации
Вводное занятие
2
2
Опрос
Конструирование 2
4
6
Игра
из плоскостных
деталей
Конструирование
из объемных
деталей
Джутовая
филигрань
Игрушки из
бисера на
проволочной
основе

2

4

6

Выставка, игра

2

18

20

Выставка, игра

2

14

16

Игра

Изготовление
сувениров к
праздникам
Подготовка к
творческому
отчету
Итоговое занятие
Всего

2

6

8

Выставка

8

8

Выставка

Тестирование

54

2
68

2
14

12

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Знакомство с детьми, планом работы на учебный год.
Демонстрация работ, которые учащиеся научатся выполнять.
2.КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ПЛОСКИХ ДЕТАЛЕЙ.
Изготовление из бумаги, картона динамических игрушек по выбору:
Чебурашка, Мальвина, Доктор, «Айболит», Тигрёнок, Медведь.
3.КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ ОБЪЕМНЫХ ДЕТАЛЕЙ. Изготовление макетов из
геометрических фигур: колодец, скворечник. Изготовление неваляшек: , уточка.
4. ДЖУТОВАЯ ФИЛИГРАНЬ. Вводное занятие. Техника безопасности. Работа в
технике джутовая филиграни на плоскости. Подготовка эскиза композиции.
Подготовка основных деталей. Составление композиции. Окрашивание изделия
при надобности. Оформление композиции к просмотру.
5.ИГРУШКИ ИЗ БИСЕРА.
Приём плетения «крестик», работа по схемам, плетение на проволочной основе и
лески.
6.ИЗГОТОВЛЕНИЕ СУВЕНИРОВ К ПРАЗДНИКАМ.
Беседа о сувенирах. Бумажная пластика. Цветы.
7.ПОДГОТОВКА К ТВОРЧЕСКОМУ ОТЧЕТУ.
Подготовка изделий к выставкам. Оформление выставок.
8.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Подведение итогов работы за учебный год. Анализ выполненных работ.
Подведение итогов конкурса «Лучший кружковец года». Знакомство с планом
работы на следующий учебный год.

13

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ Тема
теория
практика Всего
Форма
аттестации
1 Вводное занятие
1
1
2
Беседа
2 Знакомство с
1
7
8
Игра
инструментами.
Ручные швы
- соединительные
- закрепляющие
- отделочные
Изготовление
игрушки на
плоскостной основе
Мягкая игрушка

1

7

8

Игра

1

9

10

5

Конструирование из
бумаги

1

3

4

Выставка,
игра
Игра,
выставка

6

Украшения из бисера

1

9

10

7

Счетные швы.
1
Изготовление изделий
с использованием
счетных швов
Изготовление
сувениров к
праздникам
Джутовая филигрань
1

9

10

Игра,
выставка
Игра, опрос

8

8

Опрос, игра

7

8

Выставка
Тестирование

58

2
68

3

4

8

9

10 Итоговое занятие
Всего

2
10

14

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Знакомство с планом работы на учебный год. Правила ТБ. Правила
противопожарной безопасности.
2.ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТАМИ.
Беседа «Сказка о принцессе иголочке». Рассказ «История появления на свет
иголки, булавки, ножниц, утюга».
РУЧНЫЕ ШВЫ.
Выполнение швов на образце ткани:
-соединительные («вперед иголка», «назад иголка»)
-закрепляющие («через край», «петельный»)
-отделочные («тамбур», «Вперед иголка», «козлик»)
Способ закрепления нити с помощью узелка.
3.ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШКИ НА ПЛОСКОСТНОЙ ОСНОВЕ.
Изготовление игрушки. Закрепление знание о швах. Работа с иглой.
4.МЯГКАЯ ИГРУШКА.
Беседа «Народная игрушка». Виды мягкой игрушки. Кукла Берегиня
Особенности изготовление игрушки из носков. Изготовление игрушек.
Демонстрация образцов
5.КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ.
Изготовление из бумаги: поварёнка, гномика.
Изготовление объемных фигур из бумаги: «Крокодил и птичка Тари»
6УКРАШЕНИЕ ИЗ БИСЕРА.
Изготовление фенечки. Знакомство с различными способами плетения,
ткачеством (плетение в одну иглу, в две иглы). Изготовление брелка с
использованием лески.
7. СЧЕТНЫЕ ШВЫ. Выполнение швов на образце. Рассказ «Вышитые
полотенца» Вышивка по схемам счетным швом «крестик»
8.ИЗГОТОВЛЕНИЕ СУВЕНИРОВ К ПРАЗДНИКАМ.
Бумажная пластика, цветы.
9. ДЖУТОВАЯ ФИЛИГРАНЬ. Вводное занятие. Подготовка эскиза работы.
Оклеивание эскиза работы джутовыми нитями Проработка основных деталей
картины. Проработка мелких деталей картины, заполнение завитками и
спиралями. Обработка деталей картины. Составление композиции. Доработка
картины дополнительными материалами (стразы, декоративные камни и т.д.)
10. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

15

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№

Тема

теория

практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Аппликация
Из ткани

1

1

2

Выставка,
игра

3

Мягкая игрушка
2
Кукла в национальном
костюме
Бисер.
1
Фенечки

8

10

Выставка

13

14

Игра, опрос

5

Изонить

1

9

10

Выставка,
игра

6

Джутовая филигрань

1

17

18

7

Вышивка с
использованием
декоративных
материалов
Итоговое занятие

1

9

10

Выставка,
опрос
Выставка,
игра

1

1

2

Всего

9

59

68

4

8

16

Форма
аттестации
опрос

тестирование

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Знакомство с планом работы на учебный год. Правила ТБ. Правила
противопожарной безопасности.
АППЛИКАЦИЯ. Беседа «История аппликации», Виды аппликации. Выбор
рисунка для аппликации.
МЯГКАЯ ИГРУШКА.
Беседа «Коми- пермяцкий костюм». Ткани, правила раскроя. Ручные швы
(повторение). Творческая работа по изготовлению куклы
БИСЕР.Изготовление фенечек. Работа по схемам, зарисовка схем в тетради.
Приём плетения в одну иглу, две иглы.
ИЗОНИТЬ.Беседа « История возникновения техники «изонить»». Заполнение
угла. Заполнение круга. Звезда. Выполнение изделия в технике «изонить».
ДЖУТОВАЯ ФИЛИГРАНЬ. Вводное занятие. Техника безопасности.
Повторение алгоритма работы в технике джутовая филигрань. Изготовление
шкатулки. Эскиз шкатулки по замыслу обучающегося. Изготовление каркаса
изделия. Укладывание шпагата по рисунку (основные детали) Обработка деталей
(стенок) изделия. Укладывание шпагата по рисунку (крышка). Укладывание
шпагата по рисунку (дно). Обработка деталей изделия. Сборка изделия.
Оклеивание дополнительными материалами (стразами, камнями, пайетками и
т.д.) уро
ВЫШИВКА С ИСПОЛЬЗАВАНИЕМ ДЕКОРАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Технология выполнения вышивки атласными лентами, бисером. Изготовление
картины.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Тестирование. Подведение итогов года конкурса
«Лучший кружковец года».
Знакомство с планом работы на новый учебный год.

17

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№

Тема

теория

практика

Всего

1

Вводное занятие

1

2

3

2

Аппликация
Из ткани

1

2

3

Выставка,
игра

3

Мягкая игрушка
1
Кукла в национальном
костюме
Бисер.
1
Фенечки

14

15

Выставка

17

18

Игра, опрос

5

Изонить

1

17

18

Выставка,
игра

6

Джутовая филигрань

1

20

21

7

Вышивка с
использованием
декоративных
материалов
Итоговое занятие

1

20

21

Выставка,
опрос
Выставка,
игра

1

2

3

Всего

8

94

102

4

8

18

Форма
аттестации
опрос

тестирование

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Знакомство с планом работы на учебный год. Правила ТБ. Правила
противопожарной безопасности.
АППЛИКАЦИЯ. Беседа «История аппликации», Виды аппликации. Выбор
рисунка для аппликации.
МЯГКАЯ ИГРУШКА.
Беседа «Коми- пермяцкий костюм». Ткани, правила раскроя. Ручные швы
(повторение). Творческая работа по изготовлению куклы
БИСЕР. Изготовление фенечек. Работа по схемам, зарисовка схем в тетради.
Приём плетения в одну иглу, две иглы.
ИЗОНИТЬ. Беседа « История возникновения техники «изонить»». Заполнение
угла. Заполнение круга. Звезда. Выполнение изделия в технике «изонить».
ДЖУТОВАЯ ФИЛИГРАНЬ. Вводное занятие. Техника безопасности.
Повторение алгоритма работы в технике джутовая филигрань. Изготовление
шкатулки. Эскиз шкатулки по замыслу обучающегося. Изготовление каркаса
изделия. Укладывание шпагата по рисунку (основные детали) Обработка деталей
(стенок) изделия. Укладывание шпагата по рисунку (крышка). Укладывание
шпагата по рисунку (дно). Обработка деталей изделия. Сборка изделия.
Оклеивание дополнительными материалами (стразами, камнями, пайетками и
т.д.) уро
ВЫШИВКА С ИСПОЛЬЗАВАНИЕМ ДЕКОРАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Технология выполнения вышивки атласными лентами, бисером. Изготовление
картины.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Тестирование. Подведение итогов года конкурса
«Лучший кружковец года».
Знакомство с планом работы на новый учебный год.

19

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1. Мебель;
2. Инструменты;
3. Приспособления для организации занятий:
-линейки, карандаши, ножницы, утюг, наперстки, пяльцы, иглы, нитки, бисер,
леска;
4. Наглядные пособия:
- схемы, таблицы, образцы, инструкционные карты .

20

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Образцы швов.
2. Схемы швов.
3. Карточки – задания по теме «простейшие швы».
4. Словарь – справочник используемой терминологии.
5. Карточки – задания по теме «счётные швы».
6. Раздаточный материал по теме «гладьевые швы».
7. Картотека схем для вышивки счётными швами.
8. Картотека схем для вышивки ажурными швами.
9. Картотека схем для вышивки свободными швами.
10. Картотека выкроек по мягкой игрушке.
11. Инструкционные карты по выполнению швов.
12.Диагностика – тесты на уровень знаний.
13.Беседы. История инструментов. История аппликации. Народная игрушка.
Оформление подарка. Коми – пермяцкий костюм. История ажурной
вышивки «Ришелье». Декоративно – прикладное искусство. История
вышивания и т.д.
14. Наглядные пособия по цветовым сочетаниям.

21

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Дайн Галина Львовна, Дайн Мария Борисовна.
РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА
Культура, традиции, технология.2015г.
2. Ляукина М. В.
Стильные штучки из бисера. – М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА.- 120с.: ил. –
(Ручная работа).
3. Мир бисера. Автор – составитель И. Н. Крайнева. – СПб.: Литера, 2015 –
192с. («Сделай своими руками»).
4. Максимова М. В., Кузьмина М. А.
Девичьи хлопоты. – М.: Изд-во Эскимо, 2014. – 80с. – (Заботы маленькой
хозяйки).
5. Нагибина М. И.
Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и
педагогов. / Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия
развития», 2014. – 208с., ил. – (Серия -«Вместе учимся мастерить»).
6. Чудиновская А.Г.
Шьём и вышиваем талисманы фен-шуй / Анна Чудиновская. – М.: Эксмо,
2014. – 72с.: ил.

22

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.

Г.Модникова Журнал «Лена» .

2.

А.Воробьев. Журнал «Валя-Валентина» .

3.

Е.Милютенко Журнал «Цветная кисточка»

4.

М.Лежнев. Журнал «Анна»

5.

Ю.В.Горяев. Журнал «Вышивка для души»

6.

Р.Неячлова. Журнал «Вышитые картины»

7.

Г.Медникова. Журнал «Сузанна»

23

ПРИЛОЖЕНИЯ
Итоговый тест 1 года обучения
1.Середину сложенной вчетверо листа вырезали. Покажи соответствие
стрелками.

2.На какую сторону бумаги наносят клей?
а) Лицевую;
б) изнаночную.
3.Посмотри на развертки поделок. Покажи стрелками способ соединения
бумажной конструкции.
1.Клей

а)

2.Замок

3.Заклепка

б
24

в

4.Выбери инструменты при работе с бумагой:
А) ножницы
Б) игла
В) линейка
Г) карандаш
5.Для чего нужен шаблон?
а) чтобы получить много одинаковых деталей
б) чтобы получить одну деталь
6.Стеклянные бусинки очень маленького размера это...?
а) стеклярус;
б) бисер;
в) бусинка;
7.Форма стекляруса:
а) Круг;
б) Трубочка;
в) Звездочка
8.Бисер применяют для:
а) Украшения одежды;
б) Игры маленьких детей
9.Выберите то свойство бумаги, без которого нельзя сделать поделки в
технике оригами:
а) цвет; в) гладкость поверхности;
б) шероховатость; г) сгибаемость.
25

Ответы:
1.А(2; Б(3; В(1.
2.б.
3. 1(а; 2(б; 3(в.
4. а, в, г.
5. а
6.б
7. б
8. а
9.а, в, г.

26

Тест 1 полугодие 2год обучения
1. Мягкую игрушку можно набить
а) ватой, б) синтепоном, в) бумагой
2. Глаза игрушки можно выполнить
а) из пуговиц, б) из цветной клеёнки, в) из бумаги
3. Какие ткани можно использовать для изготовления мягкой игрушки
а) драп, б) атлас, в) трикотаж
4. Мягкие игрушки бывают
а) плоские, б) полуобъёмные, в) объёмные
5. Швы, применяемые для изготовления мягкой игрушки
а) петельный, б) вперёд иголку, в) стебельчатый
6. Процесс изготовления мягкой игрушки состоит из следующих этапов
1. Подбор материала и подготовка его к работе
2. раскрой деталей
3. сборка изделия
4. сшивание деталей
5. придание формы отдельным деталям
6. оформление игрушки

КЛЮЧ
1. а б
2. а б
3. б в
4. а в
5. а б
6. (1,2,4,3,5,6,)

27

Итоговый тест 2 год обучения
1. Каким способом можно прикрепить аппликацию из ткани на фоне
а) пришить петельным швом
б) приклеить плёнкой
в) приколоть булавкой
2. Аппликация изображающая портреты людей, животных, растений,
транспорт является
а) сюжетной, б) декоративной, в) предметной
3. К соединительным швам относится;
а) шов «вперёд иголка», б) шов «тамбурный», в) шов «через край»
4. Какие ткани можно использовать для изготовления мягкой игрушки из
помпонов
а) драп, б) трикотаж, в) вельвет
5. Мягкие игрушки, которые выполняются из нескольких деталей, каждая
набиваемая ватой или синтепоном
а) полуобъёмные, б) плоскостные, в) объёмные
6. У игрушки важно определить место расположения глаз. У зверей обычно
глаза располагаются:
а) на уровне переносицы, б) на уровне ушей, в) в центре мордочки
7. Швы, выполняемые по счёту нитей
а) свободные, б) глухие, в) счётные
8. Последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы
а) рапорт, б) орнамент, в) узор
9. Цветовой тон это
а) цветность, б) степень густоты цвета, в) степень близости к белому цвету
10. Цвета, которые хорошо сочетаются между собой и гармонируют с любым
цветом
а) хроматические, б) ахроматические, в) холодные
КЛЮЧ
1. а
2. в
3. а
4. б
5. в
6. а
7. в
8. б
9. а 10.б

28

Тест 1 полугодие 2 год обучения
1. Швы, выполняемые по счёту нитей
а) свободные, б) ажурные, в) счётные
2. Цвета, которые хорошо сочетаются между собой и гармонируют с любым
другим цветом
а) тёплые, б) ахроматические, в) холодные
3. Графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом
порядке на твёрдой основе
а) гобелен, б) мережка, в) изонить
4. Головной убор женщины – коми пермячки – это чепец трапециевидной
формы
а) сорока, б) Шамшура, в) берет
5. Материалом для кукольных головок может служить
а) трикотаж, б) ситец, в) драп
6. В цветовом круге гармонируют цвета
а) соседних секторов
б) противоположных секторов
в) всех секторов
7. Назовите мужской и женский коми – пермяцкий пояс.
8. Продолжить предложение
Холодные цвета это…
9. Бисер. При плетении одним концом, не рабочий конец мы оставляем
а) 2- 3 см, б) 10- 15см, в) 25см
10. Леску для изготовления изделия берут длиной
а) чтобы хватило на всё изделие
б) около 1 метра
в) 50 см
Ключ 1. в
1. б
2. в
3. б
4. а
5. б
6. кушак, покромка
7. синий, зелёный, фиолетовый и их оттенки
8. б
9. б

29

Итоговый тест 2 год обучения
1. Графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом
порядке на твёрдой основе
а) вышивка, б) изонить, в) мережка, г) гобелен
2. При изготовлении игрушек из сыпучих тканей ( ситец, байка, фланель и
т.д.) обведённые выкройки вырезают, отступив от линии карандаша на
а) 1.5см, б) 2см, в) 3см, г) 1см
3. Материалом для кукольных головок может служить
а) светлый драп, б) фланель, в) светлый трикотаж, г) сатин
4. Головной убор замужней женщины (коми- пермячки). Это чепец
трапециевидной формы
а) сорока, б) кокошник, в) Шамшура, г) платок
5. Вышивка прямыми и косыми стежками плотно уложенными один к
другому
а) крест односторонний, б) тамбурная, в) гладь, г) ришелье
6. По краю рисунка укладывают стежки разной величины, чередуя длинные и
короткие этоа) теневая гладь, б) контурная гладь, в) русская гладь, г) атласная гладь
7. Цветочные тычинки лучше вышить швом
а) гладь, б) тамбурный, в) крестик, г) узелки
8. Гармонируют цвета (в цветовом круге)
а) соседних секторов
б) противоположных секторов
в) всех секторов
г) никаких секторов
9. Перемычка между отдельными деталями узора в вышивке Ришелье
а) стежок, б) петелька, в) брида, г) полоска
10. Первые попытки изготовления бисера были сделаны
а) в Древнем Египте, б) в Риме, в) в Китае, г) в России
КЛЮЧ
1.б
2.а
3.в
4.в
5.в
6.б
7.г
8.б
9.в 10. а

30

Тест 1 полугодие 3 год обучения
1. К счётным швам относятся
а) набор, б) роспись, в) гладь вприкреп, г) петельный,
2. Вышивка прямыми и косыми стежками плотно уложенными один к
другому.
а) крест односторонний, б) тамбурная, в) гладь, г) теневая гладь
3. Какие ткани можно использовать для вышивки счётными швами?
а) фланель, б) двунитка, в) вельвет, г) канва,
4. К гладьевым швам относятся:
а) контурная гладь, б) ришелье, в) счетная гладь, г) теневая гладь
5. Дисгармонию в сочетании цвета можно уменьшить, если использовать
а) белый цвет, б) красный цвет, в) зелёный цвет, г) чёрный цвет
6. Как можно закрепить нить при выполнении вышивки на канве?
7. Перемычка между отдельными деталями узора в вышивке «Ришелье» - это
…
8. Для вышивки счётными швами лучше взять ткань, с каким
переплетением?
9. Как гармонируют цвета в цветовом круге?
10. Бисер. Нанизывание бисеринок на нитку сквозной сеткой
а) плетение, б) низание, в) ткачество, г) собирание
Ключ
1. а б
2. в г
3. б г
4. а г
5. а г
6. при помощи петельки или закрепки
7. брида
8. полотняным
9. гармонируют цвета противоположных секторов
10.а

31

Итоговый тест 3 год обучения
1. Основной приём Владимирской вышивки
а) счётная гладь, б) односторонняя гладь, в) белая гладь, г) узелки
«Рококо»
2. Двустороннее скорое шитьё, напоминающее узорное ткачество
а) набор, б) крест простой, в) козлик, г) гладь
3. К белой глади относятся:
а) строчки, б) пышечки, в) петельки, г) фестоны
4. Для вышивки счётными швами лучше взять ткань с переплетением
а) атласным, б) саржевым, в) полотняным, г) сложным
5. Этим швом выполняются различные отдельные пышечки и сердцевины
цветов
а) козлик, б) стебельчатый, в) узелки, г) рококо
6. К счётным швам относятся
а) роспись, б) гладь вприкреп, в) набор, г) петельный
7. К гладьевым швам относятся
а) контурная гладь, б) ришелье, в) счётная гладь, г) теневая гладь
8. Какая гладь объединяет целый ряд разнообразных швов, выполняемых
белыми нитками?
9. В какой глади эффект достигается благодаря чередованию цвета и его
оттенков?
10. Какие цвета ниток используют для вышивки владимирской глади?
Ключ 1. б
2. а
3. б, г
4. в
5. в, г
6. а, в
7. а, г
8. белая гладь
9. теневая гладь
10. красный, жёлтый, зелёный

32

Приложение 2
Физкультминутки
На берёзу галка села (присесть, руки к коленям),
С дерева потом слетела (встать, помахать руками).
На кровати спит Федот (присесть, руки под щёку)
И с кровати не встаёт (встать, развести руками в стороны).

Раз, два — стоит ракета
Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)
Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)
А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)
Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
И на месте походили. (Шагаем на месте.)
Гномик
Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)
Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед — «ищем пропажу».)
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым. (Хлопки в ладоши.)
Гному кто точней подскажет, (Прыжки на месте.)
Где искать ему пропажу? (Ходьба на месте.)
Ах, как долго мы писали.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим, (Посмотреть по дуге вверх)
Вверх по радуге пойдем, (вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

33

Приложение 3
Терминология
База – это самая простая уже сложенная форма, из которой со временем могут
появиться множество различных фигурок.
Модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых
частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического
оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём
вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт
конструкции распасться
Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом
Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и
долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам,
а также людям с ограниченными двигательными навыками.
Развёртка (англ. creasepattern; паттерн складок) — один из видов диаграмм
оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки
готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по
традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как
сложить модель, но и как она была придумана — дело в том, что развёртки
используются при разработке новых моделей оригами.
Базовые складки в оригами, или формы, как еще их можно называть, это
простейшие фигуры, на основе которых потом складывается большинство
моделей оригами.
Правильные многоугольники, у которой все стороны равны
Квадра́т — правильный четырёхугольник, то есть четырёхугольник, у которого
все углы и стороны равны.
Луч — часть прямой, состоящая из данной точки и всех точек, лежащих по одну
сторону от неё. Любая точка на прямой разделяет прямую на два луча[1].
Прямо́йу́гол — угол в
радиан или 90°, половина развернутого угла.
треугольник — это многоугольник, у которого имеется ровно три угла
У́гол — геометрическая фигура, образованная двумя лучами (сторонами угла),
выходящими из одной точки (которая называетсявершиной угла)[1].
Ромб – четырёхугольник, у которого все стороны равны между собой.
Бисер - мелкие круглые и многогранные, слегка сплюснутые бусинки из стекла,
металла, пластмассы с отверстиями для продевания нитки.
Бусины – бусинки, но намного крупнее бисера, с отверстиями для продевания
нити (количество отверстий может быть разное). Материал для бусин
разнообразен: стекло, керамика, металл, дерево, кость, натуральные камни,
янтарь.
Блестки - тонкие, круглые и фигурные пластинки из металла, цветного и
зеркального стекла, пластмассы диаметром 2 -20 мм.
Голтовка - полуфабрикаты бусин из натуральных камней.
34

Кабошоны - камни любого вида и формы с выпуклой гладкой передней
стороной и плоской задней. Оплетаются бисером и крепятся к жгутам как
подвески.
Канва - специальная ткань, переплетения нитей которой образуют клетки
разной величины, в зависимости от размера и вида материала.
Нитки мерсеризованные - технология химической обработки, придающей блеск
ниткам
Обруч – жесткий каркас с застежкой (или без), на который нанизываются
бусины, плетеные бусины, бисер и т.п.
Пайетки - блестки различной формы (круглые, в виде звездочек, цветочков,
бабочек), разных цветов.
Плечико – металлические полоски с одной стороны с несколькими ушками и с
другой стороны с одним ушком по центру полоски (зачастую для замочка)
Пяльцы - специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании.
Они бывают деревянные, металлические и пластмассовые. Форма круглая,
квадратная, прямоугольная. Для небольших изделий удобны круглые пяльцы,
которые представляют собой два деревянных обруча, складывающихся один в
один и прижимающихся зажимом. Для вышивки полотен используют
прямоугольные пяльцы, представляющие собой деревянную раму. При
вышивании их часто крепят на специальных подставках.
Разделители – металлические полоски с дырочками (количество дырочек может
быть разное: 2, 3, 5 и больше), которые разделяют изделие на несколько частей,
благодаря чему можно менять цвета, форму, тип бисера и узор.
Рис - бисер вытянутой формы.
Рубка или рубленый бисер - цилиндрический бисер с обрубленными концами
(у китайской рубки края зачастую острые, которые могут перетереть нить; у
чешской и японской рубки края сглажены).
Работа с бисером
Вспомогательные бусины – это те бусины, которые по окончании работы нужно
убрать.
Жгут – переплетение снизок (низок) из бисера в определенном порядке или
плетение по определенным схемам (в результате чего получается
шнуроподобное изделие).
Ключевая (или соединительная) бусина - бусина, расположенная в центре
пересечения двух и более нитей.
Краевые бусины - бусины, расположенные по краям от ключевой бусины.
Крестик - колечко из четырех бусин.
Калибрование - отбор бисерин одного размера и формы.
35

Низание - вид техники в бисероплетении, который основан на соединении
снизок через ключевые бусины.
Низание столбиком - нанизывание бисера снизу вверх в виде шнура.
Плетение - вид техники бисероплетения: соединение бисера и бусин в
определенном порядке.
Прямое направление плетения – плетение (прохождение через бусины) иглой в
том же направлении, что и в первый раз.
Украшения
Амулетница - украшение в виде кулона - коробочки для хранения амулета,
оберега.
Близура - серьга без замка.
Браслет - украшение для руки. Браслеты подразделяются на жесткие (замкнутые,
пружинящие) и мягкие (плетеные ажуром, цепочками).
Бриолез (серьги) - серьги, в которых система соединения подвесной части с
швензой обеспечивает постоянное вращательное движение серьги во время
ношения ее. Это придает изделию особую привлекательность.
Брошь - украшение для платья, блузы, костюма. Родоначальник брошей фибула-застежка древних римлян и греков для фиксации складок плащей.
Бусы - шейное украшение, представляет собой нить с разнообразными
нанизанными бусинами.
Гарнитур - группа украшений (обычно колье, серьги, кольцо), выполненных в
едином стиле из одних материалов и объединенных единым художественным
замыслом.
Гривна - женское шейное украшение, выполненное по форме тела, с
выраженным декором в центральной части.
Гердан (гайтан) - женское нагрудное украшение в виде плетеной ленты
произвольной длины и ширины, концы которой соединены. Украшен
орнаментом.
Диадема - женское головное украшение в виде обода или полукороны легкой,
ажурной конструкции. Крепится на прическе.
Зажим для галстука - мужское украшение, служит для прижима галстука к
сорочке. Выполняется с цепочкой, крепящейся к пуговице сорочки.
Заколка - украшение, применяемое для крепления галстука, застежки, элементов
одежды или просто как декоративный элемент. Состоит из иглы с фиксатором и
декоративного элемента.
Запонки - мужское парное украшение- застежка для манжет сорочки. Часто
поверхность запонок украшают монограммой.
Каст - оправа для камня в ювелирном изделии.
Шов - это место соединения деталей (рис.13).
36

Строчка - это ряд повторяющихся стежков.
Стежок - это переплетение ниток между двумя проколами иглы.
Длина стежка - расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Ширина шва - расстояние от среза детали до строчки.
Шов «Вперед иголку» – самый распространенный вид шва. По изнаночной
стороне выглядит практически также, за некоторым незначительным
исключением.
Шов «За иглу» – используется для замены машинного соединительного шва. Он
и выглядит очень на него похожим, но только с лицевой части работы. С изнанки
этот шов гораздо непригляднее, как бы вы ни старались
Шов «Петельный» или «Фестончатый» – используется в квилтах только для
аппликаций или декоративных работ, так как припуски швов в лоскутном шитье
обычно не выглядывают наружу, а потому не обрабатываются. «Петельный» и
«фестончатый» швы - близкие родственники, разница лишь в густоте стежка.
Петельный гораздо гуще, каждый стежок в нем практически впритык
предыдущему. Этот вариант шва используется для проработки прорезных петель
или по краю аппликации из сыпучих тканей.
Шов « Через край» – наложив одну деталь на другую, прокладываете через
край косые стежки.
Соединить детали встык также можно, если использовать шов «Козлик»

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.09.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73429821756

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».