Художественное вязание

Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Дом творчества с.Коса»

Принята на заседании
педагогическом совете
от «___»________20___г
Протокол №___

Утверждаю:
Директор МБУ ДО ДТ с.Коса
____________Кучев А.Е.
Приказ №____
«__»_________ 20___г

Дополнительная общеобразовательная программа
«Художественное вязание»
Художественной направленности
Возраст детей 7-14 лет
Срок реализации 3 года

Составитель:
Осипова М.И.- педагог
дополнительного
образования

с.Коса 20__г.

Содержание
1.

Информационная карта………………..………………………...….….….3

2.

Пояснительная записка…………………...………………………….….…4

3.

Учебно- тематический план 1 года обучения…….………………….….9

4.

Содержание программы……………..………………………………..…..10

5.

Учебно-тематический план 2 года обучения……………………..……..12

6.

Содержание программы………..…………………………………………14

7.

Учебно- тематический план 3 года обучения………….……………….15

8.

Содержание программы…………………..…………………...………….16

9.

Методическое сопровождение…………..……………………………….17

10.

Литература для педагога………………………………..……………..….18

11.

Литература для обучающихся……………………..…………...………...19

12.

Условия реализации программы…………………………………………20

13.

Приложение………………….………………………………………….....30

2

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
I Наименование программы

«Художественное вязание»

II Направленность

Художественная

III Сведения об авторе (составителе)
1. ФИО

Осипова Мария Ивановна

2. Год рождения

1968

3. Образование

высшее

4. Место работы

МБУ ДО ДТ с.Коса

5. Должность

Педагог дополнительного образования

6. Квалификационная категория

соответствие

7. Адрес, телефон

С.Коса, ул Красноармейская-87 кв2

IVСведения о программе
1. Срок реализации

3 года

2. Возрастная группа

6-14 лет

3. Тип программы

общеобразовательная

4. Характеристика программы
По месту в образовательной

Разновозрастного детского объединения

модели
По уровню освоения

общекультурный

5. Цель программы

Развитие творческих умений и навыков
обучающихся средствами декоративноприкладного творчества

6. Ведущие формы и методы

Беседа, практические занятия, экскурсии,

образовательной деятельности

занятие - игра, самостоятельная работа,
творческие встречи, посещение выставок.

7. Формы мониторинга

Входная, итоговая диагностики (анкеты,

результативности

тесты, зачеты по пройденным темам,
творческие задания творческие работы,
конкурсы)

8. Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования
3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Художественное вязание» художественной направленности.
Программа

разработана

в

соответствии

с

нормативно-правовыми

документами:
Программа разработана на основе нормативных документов:
- Закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарт начального общего образования" от 06.10.2009 N
373";
2.4.4.

-СанПин

1231-03

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения).
-Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «План мероприятий на
2015-2020

годы

по

реализации

Концепции

развития

дополнительного

образования детей»
-Приказ

Министерства

утверждении

Порядка

просвещения

РФ

организации

и

от

09.11.2018 г.

осуществления

№ 196

“Об

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
- Устав МБУ ДО ДТ с.Коса
Вязание всегда было и остается наиболее любимым занятием взрослых и
детей.

Оно

развивает

любознательность,

познавательную

воспитывает

чувство

и

творческую
прекрасного,

активность,
способствует

формированию таких черт характера, как усидчивость и аккуратность. Вязание
пользуется большой любовью у рукодельниц. Клубок ниток и небольшие
инструменты крючок и спицы, таят в себе возможности для творческого труда.
Вязание приобретает мировое распространение, т.к.
многие нуждаются в вязаных изделиях, разнообразных красивых, практичных.

4

Вязание относится к одним из древних и распространенных видов
декоративно-прикладного творчества. Это доступный способ воплотить в
жизнь свои художественные фантазии и подчеркнуть свою индивидуальность.
Еще несколько лет назад секреты рукоделия передавались от матери к
дочери, от бабушки к внучке. Сейчас эта связь утрачена. Поэтому цель
объединения «Художественное вязание» - восстановить традиции и вызывать у
обучающихся

интерес

к

различным

видам

декоративно-прикладного

творчества.
Традиционные умения и древние знания оказываются востребованными.
Заметно повысился уровень произведений народных промыслов.
В настоящее время практическая деятельность района, края ориентированы на
сохранение народных ремесел как первоосновы в эстетическом и трудовом
воспитании детей через их приобщение к ценностям народной культуры своей
местности, что является актуальной на сегодняшний день.
Программа «Художественное вязание» предлагается впервые. В процессе
обучения присутствуют элементы по предпрофильному обучению. Занятия в
объединении носят нетрадиционный характер ( урок-сказка, ярмарка и т.д).
Программа объединения «Худождественное вязание» модифицированная, за
основу взята программа О.С.Молотобаровой «Основы художественного
мастерства для учащихся 1-7 классов»
Программа рассчитана на три года обучения. Для детей 7-14 лет. 1 год- 68
часа, 2 год-102 часа, 3 год-170 часов.
Цель программы: развитие творческих умений и навыков обучающихся
средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи первого года обучения:
1 Образовательные (предметные)
-знакомство с историей вязания;
-знакомство с видами, качеством ниток;
- ознакомление с основными приемами вязания крючком;
- -обучение вязанию простых изделий;
- обучение вязанию по простым схемам.
5

2. Развивающие (метапредметные)
-привитие навыков правильной постановки рук и корпуса при вязании.
3. Воспитательные (личностные):
-воспитание бережное отношение к традициям.
Задачи второго года обучения:
1. Обучающие (предметные)
-обучение основным приемам вязания на спицах;
-обучение вязанию по сложным схемам.
-знакомство с устным народным творчеством (сказки, поговорки, пословицы
игры, скороговорки).
2. Развивающие (метапредметные):
-привитие навыков самостоятельного составления схем изделия;
3. Воспитательные (личностные)
- воспитание любви к малой Родине, бережное отношение к

традикиям и

культуре народов.
Задачи третьего года обучения:
1 Обучающие (предметные):
-обучение вязанию изделия по выкройкам, схемам;
-выполнение творческих работ.
2 Развивающие (метапредметные)
-привитие навыков оказания помощи обучающимся 1,2 года обучения
-развитие у обучающихся интереса к русским, коми-пермяцким национальным
традициям.
3. Воспитательные (личностные):
-бережное отношение к природе;
- воспитание любви к традиционному народному искусству, эстетический вкус,
трудолюбие.
Формы обучения:
-беседы
-уроки-сказки
-экскурсии
6

ПЛАНИРУЕЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной
программы объединения «Художественное вязание»
Личностные результаты
•
•
•
•
•
•
•
•

проявление познавательных интересов и активности в данной области
предметной технологической деятельности;
овладение установками, нормами и правилами организации умственного
и физического труда;
самооценка своих умственных и физических способностей
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
проявление интереса к народному декоративно- прикладному творчеству
осознание необходимости общественно-полезного труда как условия
безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным ресурсам;
самооценка своей деятельности

Предметные результаты
В познавательной сфере:
-рациональное использование учебной информации для проектирования и
создания объектов труда;
- владение способами организации труда, формами деятельности,
соответствующими культуре труда;
7
В трудовой сфере:
•
•
•
•
•

планирование технологического процесса и процесса труда;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных
норм;
соблюдение норм и правил безопасности труда и пожарной безопасности;
контроль промежуточных и конечных результатов труда;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование
способов их исправления;
Метапредметные результаты

•
•
•

планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических
задач;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ
по созданию изделий;
7

•
•
•

согласование и координация совместной познавательно-трудовой
деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой
деятельности в решение общих задач коллектива;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой
деятельности и созидательного труда.

На занятиях у обучающихся реализуются следующие УУД:
Регулятивные УУД
принятие учебной цели;
•
•
•

выбор способов деятельности;
организация рабочего места;
выполнение правил гигиены

Познавательные УУД:
•
•
•
•

сравнение;
анализ;
практическая работа;
усвоение информации

Коммуникативные УУД:
•

умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия,
задавать вопросы на понимание, обобщение

Личностные УУД:
•
•
•
•

самопознание;
самооценка;
личная ответственность;
адекватное реагирование на трудности

8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№

ТЕМЫ

теория практика всего

1

Вводное занятие

1

2

Виды ниток

1

3

Приемы вязания
крючком.

4

Форма аттестации

1

Прослушивание

2

3

Викторина

1

2

3

Творческая работа

Грибок- игольница

1

3

4

Творческая работа

5

Игрушки- сувениры

2

4

6

Творческая работа

6

Салфетки

2

4

6

Творческая работа

7

Цветы

1

6

Творческая работа

8

Одежда

1

4

Творческая работа

9

Итоговое занятие

1

1

Тестирование

5
3

И Т О Г О: 34

9

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Планы и задачи на учебный год, ознакомление с инструментами и материалами
для занятий. Ознакомление с правилами охраны труда и безопасности на
занятиях.
2.ВИДЫ НИТОК
Виды

ниток

и

способы

их

изготовления

(льняные,

шерстяные,

хлопчатобумажные, синтетические, шелковые и др.)
3. ПРИЕМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ
Первая петелька, цепочка, полустолбик, полустолбик с накидом, столбик с
накидом, с двумя накидами. Пышный столбик, бахрома. Вязание круглых,
прямоугольных деталей, вывязывание образцов (в тетрадь)
4.ИГОЛЬНИЦА – ГРИБОК
Беседа «Искусство вязания». Подбор ниток для изделия. Работа на выполнение
изделия (добавление и уменьшение петель). Выставка законченных работ.
5. ИГРУШКИ – СУВЕНИРЫ
Игра-беседа «Роль вязания в жизни человека». Просмотр образцов игрушек.
Подбор ниток. Вывязывание отдельных деталей. Сборка деталей. Набивка
готового изделия. Оформление игрушки вышивкой. Вывязывание мелких
изделий (рот, нос, глаза и т.д.).

Беседа

«Вязанные изделия и народные

традиции».
6. САЛФЕТКИ
Беседа «Ажурные мотивы». Подборка схем, рассмотрение схем и условных
обозначений. Подборка ниток. Обвязывание ткани. Вывязывание салфеток (по
выбору). Выставка работ.
7.ЦВЕТЫ
Беседы

«Украшение

интерьера»,

«Вязаные

цветы».

Подбор

ниток.

Вывязывание отдельных деталей. Сборка деталей.
Оформление готового изделия. Выставка готовых изделий. Оформление панно,
корзины с цветами,
10

8.ОДЕЖДА (по выбору)
Выбор моделей (шапки, шарфы, кофты, жилеты и т.д.)
Подбор ниток. Снятие мерок. Вывязывание отдельных частей и деталей.
Обработка и сшивание деталей. Оформление готового изделия. Выстака работ.
9.ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Тестирование. Подведение итогов работы за год.

11

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№

ТЕМЫ

теория практика всего

Форма
аттестации

1

Вводное занятие

2

Виды ниток.

3

Основные приемы

2

2

2

2

4

Опрос
Викторина
Опрос

вязания крючком и
спицами.

1

4

Носки, тапочки.

1

5

Сувениры к празднику

1

6

Грелка на чайник

1

7

Салфетки

8

Одежда

1

9

Творческая работа

1

10

Итоговое занятие

2

6

Творческая

8

работа

9

10

Творческая

3

4

работа

11

12

Творческая

7

8

работа

11

12

Выставка

2

Тестирование

5
7

1

ИТОГО: 68

12

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Планы и задачи на учебный год. Правила охраны труда и безопасности на
занятиях. Вывязывание талисмана. Выставка-конкурс «Мой талисман».
2. ВИДЫ НИТОК.
Виды ниток (льняные, шерстяные, хлопчатобумажные и др.)
3.ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ И СПИЦАМИ Беседа
«История вязания»
Первая петелька, цепочка, столбик без накида, столбик с накидом, столбик с
двумя накидами,

вытянутая петля,

крестик, окошечки, ракушечки, набор

петель ниток на спицы, лицевая и изнаночная петли, кромочная петля,
скрещивание
4. НОСКИ, ТАПОЧКИ.
Зарисовка схем в тетради. Набор петель на спицы. Резинка 1х1, 2х2, 2х1 и т.д.
Вывязывание пятки. Убавление носка, Беседа «Многообразие узоров».
5. СУВЕНИРЫ К ПРАЗДНИКУ.
Беседа « Традиции семейных праздников». Подбор образцов сувениров.
Изготовление сувениров.
6.ГРЕЛКА НА ЧАЙНИК.
Подбор ниток. Выбор формы грелок. Вывязывание отдельных частей ,
сшивание. Оформление изделия.
7. САЛФЕТКИ.
Беседы: «Ажурные мотивы», « Народные традиции». Подбор простейших схем
и ознакомление с ними. Подбор ниток. Обвязывание салфетки по краю ткани.
Вывязывание ажурных салфеток. Выставка изделий.
8. ОДЕЖДА.
Вязание детской одежды (кофты, накидки, шапки, косынки, пинетки, гамаши и
др.)
9. ПОДГОТОВКА К ВЫСТАВКЕ.
13

Подготовка к творческому отчету.
10. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Тестирование. Подведение итогов работы за год.

14

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
1

ТЕМЫ
Вводное занятие.

теория практика всего

Форма аттестации

2

2

Опрос

9

10

Викторина

2

16

18

Творческая работа

30

32

Творческая работа

14

Творческая работа

22

Выставка изделий

Правила Т.Б.
2

Талисман

3. Одежда

1

4

Сувениры-игрушки

2

5

Кружева

1

13

6. Индивидуально-

7

творческая работа.

2

Итоговое занятие.

2

22

2

И Т О Г О: 102

15

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
1

ТЕМЫ
Вводное занятие.

теория практика всего

Форма аттестации

2

2

Опрос

9

10

Викторина

2

28

30

Творческая работа

30

32

Творческая работа

22

Творческая работа

38

Выставка изделий

Правила Т.Б.
2

Талисман

3. Одежда

1

4

Сувениры-игрушки

2

5

Кружева

1

21

6. Индивидуально-

7

творческая работа.

2

Итоговое занятие.

2

36

2

И Т О Г О: 136

16

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
1

ТЕМЫ
Вводное занятие.

теория практика всего

Форма аттестации

2

2

Опрос

9

10

Викторина

2

38

40

Творческая работа

40

42

Творческая работа

36

Творческая работа

38

Выставка изделий

Правила Т.Б.
2

Талисман

3. Одежда

1

4

Сувениры-игрушки

2

5

Кружева

1

35

6. Индивидуально-

7

творческая работа.

2

Итоговое занятие.

2

36

2

И Т О Г О: 170

17

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Знакомство с планом и задачами на год. Правила техники безопасности.
2. ВЫПОЛНЕНИЕ ТАЛИСМАНА.
Беседа « Мой талисман». Вывязывание отдельных частей. Оформление
талисмана.
3. ОДЕЖДА.
Ажурная кофта. Выбор формы. Нанесение линий выреза горловины и длины
рукава на чертеже. Выбор узора. Зарисовка схемы узора. Вязание образцов и
расчет петель. Вязание спинки, переда, рукавов. Отпаривание их по выкройке.
Сшивание деталей. Обвязывание выреза горловины.
Жакет. Построение основных чертежей жакета с длинным рукавом, с рукавом
реглан, с цельновязанными рукавами, нанесение линий фасона на
Выкройку, Зарисовка схем вязания узора для жакета. Расчет петель и вязание
жакета. Отпаривание по выкройке. Сшивание деталей.
4. ИГРУШКИ-СУВЕНИРЫ.
Беседа « Русская игрушка». Показ иллюстративного материала. Выбор игрушки
для вязания. Подбор ниток. Вывязывание отдельных элементов. Сборка.
Набивка. Оформление.
5. КРУЖЕВА.
Беседа « Филейное вязание». Выбор крючков и ниток для вязания ( салфеток,
шалей, воротничков). Правила вязания по кругу, овалу, слева на право и в двух
направлениях.
6. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
Индивидуальный выбор изделия, схем. Подбор ниток. Организация выставки
лучших работ.
7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
Подведение итогов работ за год. Тестирование.

18

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Мебель;
- шкафы для хранения инструментов, литературы, эскизов и образцов;
- раковина и вода для мытья рук
Инструменты:
-крючки;
-спицы;
-ножницы
Материалы:
-нитки;
-схемы;
-наглядные пособия;
- журналы, книги.

19

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-тесты на уровень знаний
-дидактический материал
-таблицы
-презентации
-схемы, образцы готовых изделий
-шаблоны
-словарь терминологии
- раздаточный материал

20

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Т.И. Еременко «Кружок вязания крючком» М, 2008.
2. М.В. Максимова «Азбука вязания. 2009г.
3. Журнал «Валентина» ООО Издательский дом. 2011-2016г.
4. Журнал «Труд и производство»
5. О.С.Молотобаровап «Основы художественного мастерства для учащихся 1-7
классов».
6.М.В.Максимова « Вязание без секретов» Изд-во «ЭКСМО» 2011г.
7. С.М.Андронова «Волшебная нить» Пермь. 2014г.
8. Л.С.Гоучкова « Кружок вязания на спицах» М., «Просвещение» 2010.г.
9. С. Краузе «Вязание» Изд-во «Шарп» 2013 г.
10. И. Д. Негри «Учимся вязать» М., «Просвещение»
11. «Альбом, вязание » М., 2007 г.
12. Э.А.Фомичева « Начинаем вязать спицами и крючком» М., «Просвещение»
2012г.
13. Золотая коллекция вязания крючком..Мир книги. Издательская контэнт
группа.2014г.
14. Золотая коллекция вязания крючком. Кружевные комплекты. На пике моды.
2012г.

21

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. И.Д.Негри «Учись вязать».
2. М.В.Максимова «Азбука вязания»2009 г.
3. Журналы «Валентина», «Модише машин», «Сандра» «Одежда и мы»,
«Вяжем детям», «Варена».
4.М.Максимова и внучка Наташа « Клубок, крючок, спицы. В гостях у
малышки.» ПК «Алтай» 2014г.
5. «Учсь вязать» М., «Просвещение» 2001г.
6. Л.С.Кондранок «Учусь вязать» пособие для начинающих. ВНИИ
Киевский филиал 2012г.

22

Приложение №1
Итоговый тест 1 год обучения
1.Какими нитками удобней вязать учащимся 1 года обучения.
а) шерстяными;
б) ирис;
в) хлопчатобумажными.
2. Правила добавления петель.
а) в каждую по 2 петли;
б) через 1,2,3 петли;
в) через 10 петель.
3. Правила уменьшения петель.
а) добавлять петли;
б) уменьшать через 1 петлю;
в) соединять.
4. Перечислить основные виды вязания.
а)

б)

в)

5. Раппорт- это
а) повтор узора;
б) поворот петель;
в) добавление петель.
6. Пико вяжут из:
а) 3 петель;
б) 10 петель;
в) 15 петель.
7. Сколько цветов включает в себя цветовой круг.
а) 8;

в) 13;

б) 10;

г) 24.

23

г)

Итоговый тест 2 года обучения
1.Ответить на вопрос и заполните кроссворд;
По горизонтали:
1.Условные обозначения петель. (Схема).
3.Способность нити сопротивляться внешним воздействиям.(Прочность).
5.Основной инструмент для вязания.(Крючок).
7.Один из самых старинных видов декоративно- прикладного искусства.
(Вязание).
9. При работе необходимо соблюдать технику … (Безопасности)
11. Что было признано пригодным сырьём для производства шёлка в Древнем
Китае, Парагвае и других странах. (Паутина)
13. Одно из основных свойств ниток. (Толщина)
15. Способ определения вида ниток. (Сжигание)
17. Петли образующие цепочку. (Воздушные)
По вертикали:
2. Эти волокна подразделяют на искусственные и синтетические.
(Химические)
4. Нить от клубка. (Рабочая)
6. В нём хранятся инструменты для вязания. (Пенал)
8. Вязаные изделия создают в доме…(Уют)
10. Когда мы смотрим на изделие, то обращаем внимание на…(Цвет)
12. Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и знания, учила их
ремёслам и искусствам. (Афина)
14. Один из приёмов вязания. (Столбик)
16. Шерсть, лён, хлопок – всё это…(Волокна)
18. Наиболее распространённый вид пряжи. (Шерсть)

24

Итоговый тест 3 год обучения
1.Какие нитки относятся к натуральным:
а) растительные;
б) искусственные;
в) животного происхождения.
2.Растительные волокна это:
а) шерсть;
б) лён;
в) шелк.
3.Определите нитки животного происхождения:
а) шелковые;
в) хлопчатобумажные;
в) шерстяные.
4. Каким образом можно определить вид пряжи.
5. Посмотрите на схемы и напишите, как называются условные обозначения
(раздача схем вязания спицами, крючком).
6.Нарисуйте знакомые вам коми- пермяцкие узоры
7.Перечислите виды резинок при вязании спицами.
8.Дайте определение понятию РАППОРТ
9.Дайте понятие определению ПИКО
10.Перечислите письменно основные формы салфеток

25

Приложение № 2
Словарь терминологии
В разных журналах и книгах по вязанию используются определенные слова и
фразы, которые бывают незнакомы. Ниже приведен список наиболее часто
встречающихся
Ажур

терминов

- узор,

в

выполненный

вязании.

петлями

с

накидом.

Ангорская шерсть - это мягкий, легкий пух ангорского кролика. Как
правило, из одного пуха не вяжут, поэтому прядут его, соединив с
шерстяной,

хлопчатобумажной

или

шелковой

нитью.

Бисер - мелкие цветные шарики из стекла, реже металла со сквозным
отверстием,

используемые

для

нанизывания,

вышивания

и

т.п.

Берет - головной убор округлой мягкой формы без полей и козырька. Он
имеет свою многовековую историю. Его делали из атласа, кружев, бархата,
войлока и шерсти. Украшали драгоценными камнями и перьями. Береты
были жесткими и мягкими, маленькими и пышными. Их носили как
женщины, так и мужчины. Они и сейчас остаются в моде в самых разных
вариантах.
Блуза

(блузка) -

Букле -

пряжа

с

женская

кофточка

узелками,

петельками,

из

легкой

утолщениями

материи.
и

другими

неровностями.
Болеро -

это

короткая

облегающая

безрукавка

без

застежки.

Верблюжья шерсть - мягкая или грубая шерсть, в зависимости от возраста
верблюда.Красивый естественный цвет шерсти от светлого до темнокоричневого

позволяет

использовать

ее

без

окрашивания.

Виккель - старинная эстонская техника вязания, основанная на перемещении
петель.
Вспомогательная нить - хлопчатобумажная недорогая нить (чаще всего
штопка), употребляемая при обработке трикотажных деталей. После
окончания

вязания

ее
26

удаляют.

Вязать "как смотрят петли" - провязывание лицевых петель над лицевыми,
изнаночных
Вязать
Горловина -

петель
по

над

рисунку -

вырез

у

изнаночными.

вязать

шеи

на

по

передней

схеме.

части

одежды.

Двустороннее вязанье - полотно, у которого с лицевой и изнаночной
стороны одинаковое строение поверхности, например платочное вязание.
Джемпер - вязаная фуфайка без воротника, надевающаяся через голову.
Может быть либо совсем без застежки, либо с застежкой сверху, не до низа.
У джемпера может быть любая форма выреза горловины. Если застежка и
воротник доходят до середины - это джемпер-поло; подчеркнуто свободные и
удлиненные - джемперы-туники; просторные и собранные поясом-резинкой джемперы-блузоны;

длинные

как

платье

-

джемперы-платья...

Длина нити - количество километров нити в одном килограмме и называется
номером (№) пряжи. Например: в мотке пряжи весом 50гр 110м, расчет №=0,110х(1000:50)=2,2.
Дуга петли - верхняя горизонтальная часть петли, лежащая на спице.
Жабо - отделка блузки, платья или мужской рубашки в виде оборки из ткани
или

кружев,

спускающейся

от

горловины

вниз

по

груди.

Жакет-кардиган - жакет без лацканов и воротника, в основном длинный и
прямой. В начале ХIХ века жакет-кардиган ввел в моду лорд Кардиган. Он
может быть похожим на спенсер, напоминать кардиган, блузон или куртку.
Решающим обстоятельством в определении жакета-кардигана является
наличие

застежки.

Жилет - мужская или женская одежда без рукавов, появился после камзола
(его носили под кардиганом, поверх рубахи). Желет принимает все формы
жакета без рукавов (жилет-кардиган, жилет-блузон, жилет-спенсер...)
Задняя стенка петли - вертикальная часть петли, расположенная за спицей.
Изнаночная

петля -

обратная

сторона

лицевой

петли.

Кардиган - трикотажную кофту с глубоким V-образным вырезом без
27

воротника, с низко расположенными пуговицами и большими накладными
карманами.
Карман-портфель - карман с клапаном, объемный, увеличивающийся.
Клубок -

это

нити,

смотанные

в

форме

шара.

Комплект - это набор предметов, объединенных между собой в зависимости
от

назначения

Кромочная

петля -

первая

и

костюма.

последняя

петля

в

ряду

вязания.

«Летучая мышь» - форма цельнокроеного рукава, где пройма начинается
чуть ли не у талии, а объем рукава

уменьшается к запястью.

Лицевая и изнаночная гладь - лицевая и изнаночная стороны чулочного
вязания.
Лицевая петля обычная - петля, вывязанная за переднюю стенку. Лицевая
петля

«бабушкина»

-

петля,

вывязанная

за

заднюю

стенку.

Лоскутный узор - имитация рисунка изделий, сшитых из лоскутов. Обычно
в

виде

ромбов,

квадратов,

треугольников.

Люрекс - тонкая, блестящая нить (основа металлизирована или покрыта
фольгой). Используется в декоративных целях как составной элемент ткани,
пряжи

-

например,

шерсть

с

люрексом.

Макраме - искусство плетения из толстых нитей, шнура и т.п. Под макраме
понимается также художественное изделие, изготовленное плетением из
толстых

нитей,

шнура

и

т.п.

Меланж - пряжа из смеси окрашенных в разные цвета волокон. Готовое
изделие,

связанное

из

меленжевых

ниток,

обладает

разноцветным

определенным
эффектом.

Мериносовая шерсть - тонкая пушистая шерсть овцы мериноса. Одним из
лучших

сортов

мериносовой

шерсти

считается

австралийский.

Милль флёр (крестьянский цветочный узор) - рисунок на ткани в виде
разноцветных полевых цветов (в переводе с французского — «тысяча
цветов»).
28

Мотив - определенная комбинация из петель, ритмично повторяющаяся в
узоре.
Моток - нити, намотанные на что-нибуд, например на спинку стула.
Мохер - шерсть ангорских коз, она длинная, тонкая, прочная, с шелковистым
блеском. Натуральный цвет - чисто-белый. В пряже мохер чаще всего
соединяют

с

синтетической

или

шерстяной

нитью.

Мультиколор - многоцветность. Этот термин обычно используют в случаях,
когда идет речь о меланжевой пряже, изделие из которых производит
впечатление

одноцветного.

Одностороннее вязанье - трикотажное полотно, у которого с лицевой и
изнаночной стороны различное строение поверхности, например чулочное
вязание.
Окат -

верхняя

округленная

часть

рукава.

Оренбургский пуховый платок - квадратное изделие плотной вязки с
ажурными

зубцами

или

Орнамент -

рисунок

Пасмо -

отрезанная

без

выполненный

зубцов

нитями

часть

мотка

двух

по
и

более

(пучок

краям
цветов.
нитей).

Передняя стенка петли- вертикальная часть петли, расположенная перед
спицей.
Петельный

столбик -вертикальный

ряд

петель.

Платочное вязание - схема вязания, когда все ряды вяжутся лицевыми
петлями.
Пройма - выемка под рукав на передней и задней частях одежды.
Протяжка - нить, соединяющая снизу две соседние петли одинакового
цвета.
Пуловер - фуфайка, без воротника и без застежек, плотно облегающая
фигуру. Пуловер в переводе с английского означает «надевать через голову».
Реглан - рукав особой конструкции (пальто, платья и т. п.), составляющий с
плечом одно целое. При таком покрое рукав вшивается от подмышки к шее.
Оъбязан своим названием барону Реглану, для которого была сделана одежда
29

с такими рукавами, чтобы можно было замаскировать поврежденное плечо.
Росток -

вырез

у

шеи

на

задней

части

одежды.

Рачий шаг – один из элементов отделки вязаного изделия крючком. Вяжется
столбиками

без

Раппорт

накида,

- повторяющаяся

но

часть

слева
узора

направо.

или

рисунка.

Свитер - теплая вязаная фуфайка без застежек, с высоким воротом,
закрывающим
Скрещенная

шею.
петля -

Надевается

петля,

стенки

которой

через

голову.

лежат

крест-накрест

Скрещенная петля ("бабушкина") - петля, стенки которой перекрещены.
Схема (патрон) узора - изображение узора при помощи условных знаков.
Толщина нити - понимается как диаметр ее поперечного среза, указывается
на этикетке мотка ниток в номере пряжи (например, 32/12) цифрой до черты.
Туника - это нечто среднее между блузкой и платьем: для блузки чересчур
длинная, для платья - слишком короткая. Тунику носят поверх юбки, платья
или

брюк.

Узор

Обычно

по

- декоративная

бокам
вязка

у

нее

на

глубокие
основном

разрезы.
полотне.

Фактура - строение поверхности полотна (бугристая, плоская и т. д.).
Чулочное вязание - схема вязания, когда с лицевой стороны вяжутся
лицевые

петли,

а

с

изнаночной

-

изнаночные

Юбка-портфель - юбка, имеющая глубокий односторонний запах.

30

петли.

Приложение №4
Физкультминутки
Солнце
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Зайки
Зайки, где вы пропадали?
Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха)
А капусту вы не ели?
Только носиком задели.
Вас бы надо наказать.
Так попробуй нас догнать!

Девочки и мальчики
Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
31

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают (приседают, руки свободные)
Раз - подняться на носки и улыбнуться,
Два - руки вверх и потянуться,
Три - согнуться, разогнуться,
Четыре - снова все начать,
Пять - поглубже всем вздохнуть,
Шесть - на пояс руки ставим,
Семь - повороты туловища начинаем,
Восемь - столько раз приседаем,
Девять - потягиваемся и отдыхаем,
Десять - урок наш продолжаем.

Только в лес мы вошли, появились комары.
Руки вверх, хлопок над головой,
Руки вниз, хлопок другой.
Снова дальше мы идем, перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два, позади уже вода.
Мы шагаем и шагаем, руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко...
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим - на носочках пробежим.
Серый заяц скачет в поле - очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседе-шалунишке.
И закончилась игра, за работу нам пора.

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.09.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73429821756

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».