Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования «Дом творчества с.Коса» Рассмотрена на педагогическом совете __________20___г. Протокол «___» Утверждаю: Директор МБУ ДО ДТ с.Коса _________Кучев А.Е. Приказ №___ «___»__________20__г. Дополнительная общеобразовательная программа Технической направленности «Пользователь ПК» Возраст детей 9 – 11 лет Срок реализации 1 год Составитель: Кучев Александр Евгеньевичпедагог дополнительного образования с.Коса 20____ г. Оглавление АННОТАЦИЯ к рабочей программе дополнительной общеобразовательной программы «Пользователь ПК» ...................................................................................... 4 Пояснительная записка ..................................................................................................... 5 Развивающие: ..................................................................................................................... 6 Учебный план .................................................................................................................... 8 Содержание обучения ..................................................................................................... 12 Раздел 1. Введение........................................................................................................... 12 Раздел 2. Архитектура и состав персонального компьютера ..................................... 12 Тема 2.1. Информация и компьютер ............................................................................. 12 Раздел 3. Операционная система Windows ................................................................... 12 Раздел 4. Подготовка текстовых документов ............................................................... 12 Раздел 7. Итоговое занятие ............................................................................................. 15 Информационно-методическое обеспечение ............................................................... 16 Ожидаемые результаты обучения по программе ......................................................... 16 Методическое и материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы ................................................................................. 18 Список литературы для педагога ................................................................................... 20 Список литературы для обучающихся .......................................................................... 21 Оценка результативности освоения образовательной программы ............................ 22 Критерии оценки результативности освоения образовательной программы ........... 23 Приложение №2 ............................................................................................................... 25 Дневник педагогических наблюдений .......................................................................... 25 Приложение №3 ............................................................................................................... 27 2 Информационная карта 1 2 3 Наименование программы Направленность Сведения об авторе ФИО Год рождения Образование Место работы Должность «Пользователь ПК» Техническая направленность Кучев Александр Евгеньевич 1993 Среднее, высшее МБУ ДО ДТ с. Коса Педагог дополнительного образования Соответствие с. Коса ул. Молодежная, 40 89026339575 Квалификационная категория Адрес, телефон 4 Сведения о программе Срок реализации Возрастная группа Тип программы Характеристика программы По месту в образовательной модели По уровню освоения Цель программы 1 год 9-11 лет Техническая Разновозрастного детского объединения Общекультурный Реализация потребности детей и подростков войти в мир информационных технологий через освоение основ компьютерной грамотности. Ведущие формы и методы образовательной деятельности Беседа, творческие задания, практические занятия, составление проектов. Входная и итоговая диагностики (контрольные упражнения) Педагог дополнительного образования Форма мониторинга результативности Кадровое обеспечение 3 АННОТАЦИЯ к рабочей программе дополнительной общеобразовательной программы «Пользователь ПК» Стремительное развитие информационных технологий во всех сферах жизни современного общества стимулирует их активное освоение. В умения пользователя входит работа с готовыми программами как средствами его деятельности. Конечной целью пользовательского курса является освоение методов создания и обработки документов. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Пользователь ПК» определяется потребностью общества в специалистах, свободно владеющих компьютерными технологиями. Умение работать на компьютере является сейчас обязательным требованием при устройстве на работу по многим специальностям, включая рабочие. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пользователь ПК» предназначена для детей и подростков 9 – 11 лет, имеющих небольшой опыт работы на компьютере и желающих научиться работать на компьютере на уровне уверенного пользователя. Программа рассчитана на 1 учебный год. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу. Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей. В результате освоения образовательной программы, учащиеся узнают состав компьютера, назначение основных и периферийных устройств, познакомятся с понятием информации, способах ее хранения, получат навыки работы в операционной системе, с текстовым редактором MSWord, электронными таблицами MS Excel, научатся создавать мультимедийные презентации с помощью программы MSPowerPoint. У них будет развиваться внимание, память, воображение, логическое мышление; познавательная деятельность, стремление к самостоятельной работе. Учащиеся смогут правильно организовывать свое рабочее место; сформируют отношение к компьютеру, как средству, позволяющему повышать свой образовательный уровень и полнее открывать для себя информационное пространство. 4 Пояснительная записка Нормативно-правовая база: • Закон Российской Федерации «Об образовании». • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. • приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; • -СанПин 2.4.4. 1231-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). • -Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» • - Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”. • - Устав МБУ ДО ДТ с.Коса. Данная программа ориентирована на формирование у учащихся начальных классов алгоритмического мышления, проведение практических занятий, связанных с обработкой с информации на компьютере. Занятия предполагают не только первоначальное знакомство с компьютером, но и развитие памяти, логического мышления, познавательных интересов учащихся, на основе активных (в основном игровых) методов и средств обучения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Пользователь ПК» предназначена для детей и подростков 9 – 11 лет, имеющих небольшой опыт работы на компьютере. Характеристика группы – группа состоит из учащихся, желающих научиться работать на компьютере на уровне уверенного пользователя. Цель образовательной программы – реализация потребности детей и подростков войти в мир информационных технологий через освоение основ компьютерной грамотности. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: Обучающие: ▪ узнать об архитектуре и составе персонального компьютера; ▪ узнать основные тенденции развития компьютерной техники; ▪ узнать технологию и программы архивации файлов; ▪ познакомить с понятием информация, способы ее хранения, кодирования и единицах измерения; ▪ познакомить с понятием операционная система; ▪ сформировать основные навыки работы с текстовым редактором; ▪ научить способам создания мультимедийных компьютерных презентаций; ▪ сформировать основные навыки работы с программой обработки данных, представленных в табличной форме. 5 Развивающие: ▪ развивать внимание, память, воображение, логическое мышление; ▪ развивать познавательную деятельность, интеллектуальные, творческие способности в информационной деятельности; ▪ развивать стремление к самостоятельной работе. Воспитательные: ▪ воспитывать достойное отношение к компьютеру не как к дорогой игрушке, а как к средству, позволяющему повышать свой образовательный уровень; ▪ формировать понимание значимости овладения компьютерными технологиями для уверенности в своем будущем; ▪ воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим; ▪ воспитывать чувство коллективизма и ответственности за результаты своего труда. Ожидаемые результаты освоения программы Личностные: проявлять нравственные качества личности и культуры поведения в обществе; проявлять целеустремлённость, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность; удовлетворение потребности в творческой позитивной деятельности; проявлять ответственность, самостоятельность, умение анализировать; проявлять устойчивый интерес к самообразованию; проявлять любознательность, сообразительность при выполнении работы. Метапредметные: понимать социальную и профессиональную значимости овладения компьютерными технологиями; уметь организовать свое рабочее мест; соблюдать правила безопасной работы на компьютере; сформировать отношение к компьютеру, как средству, позволяющему повышать свой образовательный уровень и полнее открывать для себя информационное пространство; проявлять познавательный интерес, творческие способностей в информационной деятельности; уметь ставить цель и делать выводы при выполнении творческой работы; уметь оценивать созданный творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, вносить корректировку в свою работу. Предметные: изучить основные термины и понятия; получить навыки работы с ОС Windows; узнать об информации, способах ее хранения; уметь создавать, редактировать и оформлять документы с помощью текстового редактора MSWord; уметь создавать компьютерные презентации с помощью программы МSPowerPoint; уметь обрабатывать данные с помощью электронных таблицы Excel. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 мин (в зависимости от возраста). Поэтому каждое занятие делится на две части: 1) дидактические игры и упражнения; 2) работа с обучающими программами на компьютере. Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные (в основном игровые) методы и средства обучения. Формы проведения занятий Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами ее организации служат 6 практические, поисково-творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с информацией и компьютером как инструментом обработки информации. Программа предусматривает использование следующих форм работы: Фронтальная – подача материала всем обучающимся Индивидуальная – самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднений, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы. Групповая – учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Структура курса Программа разработана по годам обучения и состоит из самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих собственных педагогических задач. 7 Учебный план Наименование темы 1. Раздел. Введение Тема 1.1. Вводное занятие. Правила охраны труда. Представление программы. 2. Раздел. Архитектура и состав персонального компьютера Тема 2.1. Информация и компьютер Тема 2.2. Состав персонального компьютера и дополнительные устройства 3. Раздел. Операционная система Windows Тема 3.1. Операционная система Windows.Понятие графического интерфейса. Знакомство с объектом «Рабочий стол». Работа с окнами. Тема 3.2. Объект файл. Работа с файлами Количество часов Всего Теория Практика 1 1 Зачет 1 1 4 1 3 2 1 1 2 4 1 2 1 Опрос. Тестовые задания. Наблюдение педагога Самоанализ правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога 1 1 1 1 1 1 1 9 9 1 1 Тема 3.4. Архивация файлов 8 Опрос. Самоанализ 3 Тема 3.3. Назначение папки. Работа с папками 4. Раздел. Подготовка текстовых документов Тема 4.1. Назначение, основные возможности Формы контроля Самоанализ правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога Самоанализ правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога Самоанализ правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога Опрос. Самоанализ. текстового редактора Word. Окно программы Тема 4.2. Ввод и редактирование текста. Форматирование текста 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 8 Тема 4.3. Работа с рисунками Тема 4.4. Фигурный текст Тема 4.5. Списки Тема 4.6. Колонки Тема 4.7. Колонтитулы, сноски Тема 4.8. Таблицы Тема 4.9. Контрольная работа 5. Раздел. Создание презентаций. Тема 5.1. Понятие презентация. Возможности программы Microsoft Power Point. Окно программы. Тема 5.2. Создание и Самоанализ правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога Самоанализ правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога Самоанализ правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога Самоанализ правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога Самоанализ правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога Самоанализ правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога Самоанализ правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога Анализ выполнения контрольной работы Опрос. Самоанализ. 1 1 1 1 9 Самооценивание сохранение презентации. Шаблоны оформления. Тема 5.3.Ввод и редактирование текста. Тема 5.4.Создание, вставка и редактирование изображений. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема 5.5. Анимационные эффекты Тема 5.6. Вставка звука. Настройка. Тема 5.7. Настройка слайдов. Способы навигации. Сортировщик слайдов. Тема 5.8. Настройка готовой презентации. Демонстрация готовых презентаций. 6. Раздел. Работа с электронными таблицами. Тема 6.1. Электронные таблицы Microsoft Excel. Окно программы Тема 6.2.Ячейка. Ввод данных. 1 1 7 7 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема 6.3.Формулы Тема 6.4. Форматирование 10 правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога Самооценивание правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога Самооценивание правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога Самооценивание правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога Самоанализ. Наблюдение педагога. Наблюдение педагога. Самоанализ. Наблюдение педагога. Взаимооценивание. Наблюдение педагога Опрос. Наблюдение педагога. Самооценивание правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога. Самооценивание правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога. таблицы. Тема 6.5. Сортировка и фильтр данных 1 1 1 1 1 1 1 1 Тема 6.6. Создание диаграмм. Тема 6.7. Контрольная работа 7. Раздел. Итоговое занятие Тема 7.1. Подведение итогов обучения по программе. Всего 1 34 1 3 11 31 Самооценивание правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога. Самооценивание правильности выполнения упражнений. Наблюдение педагога. Самооценивание правильности выполнения упражнений. Анализ выполнения контрольной работы Анализ работы за год. Итоговый тест. Содержание обучения Раздел 1. Введение Тема 1.1. Вводное занятие Теория: Правила охраны труда. Представление программы. Практика: Зачет по охране труда. Раздел 2. Архитектура и состав персонального компьютера Тема 2.1. Информация и компьютер Теория: Знакомство с понятием – информация. Многообразие форм информации: графическая, символьная, звуковая. Примеры передачи, хранения и обработки информации. Знакомство с единицами измерения информации. Практика: Выполнение задания на перевод единиц информации. Тема 2.2. Состав персонального компьютера и дополнительные устройства Теория: Основные устройства персонального компьютера: монитор, клавиатура, системный блок, «мышь», принтер, их назначение. Освоение клавиатуры как основного устройства ввода информации. Дополнительные устройства: трекбол, джойстик, сканер, модем, колонки, микрофон, плоттер и др., их назначение. Практика: Проверочная работа на состав ПК. Выполнение упражнений на работу с клавиатурой, мышью. Раздел 3. Операционная система Windows Тема 3.1. Операционная система Windows.Понятие графического интерфейса. Знакомство с объектом «Рабочий стол». Работа с окнами. Теория Операционная система Windows.Графический интерфейс. Объекты «Рабочего стола». Вид, роль и структура окон. Практика Выполнение заданий с объектами «Рабочего стола». Действия с окнами. Тема 3.2. Объект файл. Работа с файлами Теория: Понятие файл. Имя, расширение (тип) файла. Адрес файла. Действия над файлами. Практика: Выполнение заданий на работу с файлами Тема 3.3. Назначение папки. Работа с папками Теория: Понятие папка, назначение папки. Действия над папками. Практика: Выполнение заданий на работу с папками. Тема 3.4. Архивация файлов Теория Архивация файлов, назначение, программы-архиваторы. Практика Выполнение упражнений на создание архивных файлов и на извлечение из архива. Раздел 4. Подготовка текстовых документов Тема 4.1. Назначение, основные возможности текстового редактора Word. Окно программы Теория: Общие сведения о текстовом процессоре MicrosoftWord. Назначение. Структура окна. Практика: Выполнение заданий на настройку элементов окна в редакторе Word. 12 Тема 4.2. Ввод и редактирование текста. Форматирование текста Теория: Основные операции при работе с текстовыми документами. Форматирование текста: понятие форматирования текста, форматирование символов, расположение текста на странице, абзац. Практика: Выполнение заданий на правила ввода текста, редактирование, форматирование текста. Тема 4.3. Работа с рисунками. Теория: Работа с графическими фигурами. Знакомство с панелью «Средства рисования». Вставка изображений. Практика: Создание рисунков с помощью готовых фигур. Выполнение заданий на работу с панелью «Средства рисования». Задание на действия с изображениями. Тема 4.4. Фигурный текст Теория: Создание и вставка фигурного текста WordArt. Практика Выполнение заданий на работу с фигурным текстом WordArt. Тема 4.5. Списки Теория: Понятие списка, виды списков. Создание списков. Практика Выполнение заданий на создание списков. Тема 4.6. Колонки Теория: Понятие многоколонной верстки. Практика: Выполнение Задание на создание многоколонного текста. Тема 4.7. Колонтитулы, сноски Теория: Понятие колонтитулы, сноски. Создание колонтитулов и сносок. Практика: Выполнение заданий на создание колонтитулов, сносок. Тема 4.8. Таблицы Теория: Правила охраны труда. Создание и работа с таблицами. Практика: Выполнение заданий на создание, оформление таблиц. Тема 4.9. Контрольная практическая работа Теория: Постановка задачи. Объяснение порядка выполнения контрольной практической работы. Практика: Выполнение контрольной практической работы. 5. Раздел. Создание презентаций Тема 5.1. Понятие презентация. Возможности программы Microsoft Power Point. Окно программы. Теория. Знакомство с понятием презентация. Структура окна, режимы работы Microsoft Power Point. Практика. Выполнение задания на действия с окном программы. Тема 5.2. Создание и сохранение презентации. Шаблоны оформления. Теория.Создание презентации размером в один слайд. Шаблоны оформления. Создание презентации размером в несколько слайдов. Сохранение презентации. Практика. Создание слайдов. Использование шаблонов для придания презентации единого стиля. Тема 5.3. Ввод и редактирование текста. Теория. Виды текста. Способы вставки простого и декоративного текста. Практика. Ввод в презентацию тематического текста. Оформление с помощью декоративного текста. 13 Тема 5.4. Создание, вставка и редактирование изображений. Теория. Создание рисунков с помощью готовых фигур. Вставка изображения из коллекции клипов, из файла. Практика. Задание на создание рисунка из готовых фигур, вставку тематических изображений из коллекции клипов и файла Тема 5.5. Анимационные эффекты. Теория. Настройка анимационных эффектов. Практика. Задание на создание анимационных эффектов объектов на слайде, настройки анимации. Тема 5.6. Вставка звука. Настройка. Теория. Способы вставки звука в презентацию. Настройка звука. Практика. Задание на вставку звука из файла, установку настройки звука. Тема 5.7. Настройка слайдов. Способы навигации. Теория. Способы настройки переходов между слайдами. Способы навигации по слайдам Сортировщик слайдов. Практика. Задание на настройку переходов между слайдами. Создание навигации по слайдам с помощью управляющих кнопок и гиперссылок. Работа с сортировщиком слайдов Тема 5.8. Настройка готовой презентации. Теория. Способы настройки готовой презентации. Обсуждение готовых презентаций. Практика. Задание на настройку готовой презентации. Демонстрация презентаций. Раздел 6. Работа с электронными таблицами. Тема 6.1. Электронные таблицы Microsoft Excel. Окно программы. Теория. Назначение программы Microsoft Excel. Структура окна. Практика. Выполнение задания на настройку элементов окна программы Тема 6.2. Ячейка. Ввод данных. Теория. Понятие ячейка. Операции с ячейками. Техника ввода данных. Типы данных. Редактирование данных внутри ячейки. Практика. Выполнение заданий на ввод данных в ячейки, на редактирование данных внутри ячейки, действия с ячейками. Тема 6.3. Формулы. Теория. Создание и использование простых формул. Практика. Выполнение задания на создание и использование простых формул. Тема 6.4. Форматирование таблицы. Теория. Форматирование таблицы. Ширина колонок. Высота строк. Числовые форматы. Выравнивание данных. Шрифты. Обрамление и заливка таблицы. Стили таблицы. Практика. Выполнение задания на форматирование таблицы Тема 6.5. Сортировка и фильтр. Теория. Сортировка и фильтрация данных. Практика. Выполнение упражнений на использование сортировки и фильтрации данных. Тема 6.6. Создание диаграмм. 14 Теория. Понятие диаграммы. Типы диаграмм. Редактирование и форматирование диаграмм. Практика. Выполнение заданий на создание и редактирование диаграмм. Тема 6.7. Контрольная работа. Теория: Постановка задачи. Объяснение порядка выполнения контрольной работы. Практика: Выполнение контрольной практической работы. Раздел 7. Итоговое занятие Тема 7.1. Итоговое занятие Теория: Подведение итогов обучения по программе. Анализ достижений и основных ошибок. Практика: Выполнение итогового теста 15 • • • • • • • • • • • Информационно-методическое обеспечение Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять в соответствии с планированием курса с помощью электронных средств учебного назначения, таких как: компьютерные азбуки и буквари для ознакомления с работой с текстом; клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы; компьютерные раскраски и геометрические конструкторы; компьютерные лабиринты для управления объектом; компьютерные мозаики; логические игры на компьютере; компьютерные энциклопедии, путешествия; компьютерные топологические схемы (например, района, метро), компьютерные учебники с иллюстрациями и компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды; игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках; компьютерные среды управления исполнителем. Используемые средства программной поддержки курса: • • • • • • • • • • Авторская мастерская УМК по информатике и ИКТ Матвеевой Н. В. на сайте Методической службы БИНОМ http://www.metodist.lbz.ru/. Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире информатики» (пакет педагогических программных средств «Страна Фантазия») «Информатика» - программа-тренажер для детей «Мир информатики. 1-2 год обучения» «Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления. «Как решить проблему». Самоучитель для развития творческого мышления. «Компьютерная грамотность: звездная миссия» «Волшебные превращения. Основы дизайна» «Суперинтеллект». Головоломки для любознательных «240 логических игр». Ожидаемые результаты обучения по программе Личностные o проявлять нравственные качества личности и культуры поведения в обществе; o проявлять целеустремлённость, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность; o удовлетворение потребности в творческой позитивной деятельности; o проявлять ответственность, самостоятельность, умение анализировать; o проявлять устойчивый интерес к самообразованию; o проявлять любознательность, сообразительность при выполнении работы. 16 Метапредметные o понимать социальную и профессиональную значимость владения компьютерными технологиями; o уметь организовать свое рабочее мест; o соблюдать правила безопасной работы на компьютере; o сформировать отношение к компьютеру, как средству, позволяющему повышать свой образовательный уровень и полнее открывать для себя информационное пространство; o проявлять познавательный интерес, творческие способности в информационной деятельности; o уметь ставить цель и делать выводы при выполнении творческой работы; o уметь оценивать созданный творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, вносить корректировку в свою работу. Предметные изучить основные термины и понятия; получить навыки работы с ОС Windows; узнать об информации, способах ее хранения; уметь создавать, редактировать и оформлять документы с помощью текстового редактора MSWord; o уметь создавать компьютерные презентации с помощью программы МSPowerPoint; o уметь обрабатывать данные с помощью электронных таблицы Excel. o o o o 17 Методическое и материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы № Наименование Формы занятий раздела 1 2 1 Введение 2 Архитектура и состав персонального компьютера 3 Инструктаж, беседа, практическое занятие. Инструктаж, мини-лекция, беседа, практикум. 3 Операционная система Windows Мини-лекция, беседа, индивидуальногрупповое обучение, практикум. 4 Подготовка текстовых документов Беседа, минилекция, индивидуальногрупповое обучение, Приемы и методы организации учвосп. проц. 4 Объяснительноиллюстративный Объяснительноиллюстративный, деятельностный, демонстрация наглядных пособий. Объяснительноиллюстративный, практический, групповое выполнение упражнений, самостоятельная работа. Объяснительноиллюстративный, практический, творческие упражнения, 18 Дидактические материалы 5 Материалы по ОТ и ТБ. Техническое оснащение 6 Кабинет, компьютерное оборудование. Формы подведения итогов 7 Зачет. Раздаточный материал (схемы устройства ПК), задания в электронном виде. Раздаточный материал (карточки с заданиями). Задания-заготовки в электронном виде. Кабинет, компьютерное оборудование, программное обеспечение. Кабинет, компьютерное оборудование, программное обеспечение, проектор. Устный опрос, контроль записи в тетради, тестовое задание. Выполнение самостоятельны х упражнений, устный опрос. Самооценивани е. Раздаточный материал (карточки с текстовыми заданиями) Кабинет, компьютерное оборудование, программное обеспечение, Устный опрос, самостоятельны е упражнения, контрольная работа, практикум. самостоятельная работа. Задания-заготовки в электронном виде. проектор, принтер, бумага для принтера формата А4. самооценивание . 5 Создание презентаций Беседа, минилекция, практикум, индивидуальногрупповое обучение. Объяснительноиллюстративный, практический, творческие упражнения, самостоятельная работа. Задания-заготовки в электронном виде. Кабинет, компьютерное оборудование, программное обеспечение, проектор. 6 Работа с электронными таблицами Мини-лекция, практикум, индивидуальногрупповое обучение. Объяснительноиллюстративный, практический, самостоятельная работа. Раздаточный материал (карточки с текстовыми заданиями) Задания-заготовки в электронном виде. Примеры итоговых работ Кабинет, компьютерное оборудование, программное обеспечение, проектор. Устный опрос, самостоятельны е упражнения, итоговая демонстрация презентаций, взаимооцениван ие, самоанализ. Устный опрос, самостоятельны е упражнения, самооценивание , контрольная работа. 7 Итоговое занятие Беседа, практикум Практический, самостоятельная работа. 19 Кабинет, компьютерное оборудование, программное обеспечение, проектор. Анализ работы за год. Тестовое задание. Список литературы для педагога 1. НовиковскийЕ.А. РаботавMSOffice 2007: Word, Excel, PowerPoint. Издательство: АлтГТУ, 2012. 2. Покосовская О.В. Индивидуальное информационное пространство педагога как один из компонентов информационно-образовательной среды, информатика и образование, № 1, 2013. 3. Виталий Леонтьев. Работа на компьютере 2014. Windows 8.1. Office 2013. Издательство: Олма Медиа Групп, 2014 . 4. Прокди, Юдин, Матвеев: Windows 8.1. Все об использовании и настройке. Издательство: Наука и Техника, 2015 г. 5. Леонтьев В. Windows 10. Новейший самоучитель. Издательство: Эксмо-Пресс, 2015 г. 20 Список литературы для обучающихся 1. Рычков В.Н., Мозговой М.В. Англо-русский толковый словарь – справочник пользователя ПК, ноутбуков, планшетных компьютеров и цифровой техники. Издательство: Наука и техника, 2013. 2. НовиковскийЕ.А. РаботавMSOffice 2007: Word, Excel, PowerPoint. Издательство: АлтГТУ, 2012. Интернет-ресурсы http://moikompas.ru/compas/delovaya_igra_kak_metod_obucheni Деловая игра как метод обучения. Мой компас, 2014. 21 Приложение №1 22 Всего баллов у обучающихся Работа с электронными таблицами Создание презентаций Текстовый редактор Word Презентации PowerPoint Электронные таблицы Excel Освоение способов передачи, хранения и обработки информации Работа с объектами рабочего стола, файлами, папками, Подготовка текстовых ярлыками документов Информация и компьютер ОС Windows Оценка результативности освоения образовательной программы Педагог _____________________________________________________________________ группа ________ Образовательная программа ________________________Пользователь ПК ______________дата __сентябрь (декабрь и май) 202_ Опыт Опыт Опыт творческо эмоцион социальн й альнооОпыт освоения практической Опыт освоения теории деятельно ценност значимо деятельности сти ных й отношен деятельн ий ости приобрет приобре активизи № Фамилия, Имя ен опыт тен рованы самостоя опыт познават тельной эмоцион ельные творческо альноинтерес й ценност ы и деятельно ных потребно сти отношен сти ий 1 0 2 0 3 0 4 0 5 0 … 1 5 0 0 0 Критерии оценки результативности освоения образовательной программы Опыт освоения теории и практической деятельности – вписываются задачи ОП, и каждая оценивается от 0 до 1 (можно дробно: 0,3) Опыт творческой деятельности – оценивается по пятибалльной системе (от 0 до 5 баллов, например, 3,2). Пограничные состояния: – освоены элементы репродуктивной, имитационной деятельности; – приобретён опыт самостоятельной творческой деятельности (оригинальность, индивидуальность, качественная завершенность результата). Опыт эмоционально-ценностных отношений – оценивается по пятибалльной системе (от 0 до 5 баллов). Пограничные состояния: – отсутствует позитивный опыт эмоционально-ценностных отношений (проявление элементов агрессии, защитных реакций, негативное, неадекватное поведение); – приобретён полноценный, разнообразный, адекватный содержанию программы опыт эмоциональноценностных отношений, способствующий развитию личностных качеств учащегося (). Опыт социально-значимой деятельности – оценивается по пятибалльной системе (от 0 до 5 баллов). Пограничные состояния: – мотивация и осознание перспективы отсутствуют; – у ребёнка активизированы познавательные интересы и потребности сформировано стремление ребёнка к дальнейшему совершенствованию в данной области 23 Общая оценка уровня результативности: 21-25 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне; 16-20 баллов – программа в целом освоена на хорошем уровне; 11-15 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне; 5-10 баллов – программа в целом освоена на низком уровне 24 Приложение №2 Дневник педагогических наблюдений ___________________________________________ Обучающийся Программа __________________________________________________________________ Группа ____________ Год обучения ________ Саморазвитие Временно й срез (дата) Резко отрицательное отношение к критике (обиды, спор, неприятие оценки педагога) Нейтральн ая степень Рациональное отношение к критике (готовность принять совет, замечание, оценку педагога) Самокрити чность Опыт творческой деятельности Техника исполнения работы Подражание Компиляция Импровизация Дата Варианты оценок: неудовлетворительно 1 удовлетворительно 2 качественно 3 завершенность результата 4 безупречно 5 Опыт эмоционально-ценностных отношений Коммуникативны е умения Защитная реакция Содержател ьное общение Дата 25 Равноправн ое общение Отзывчивост ь, сопереживан ие, помощь Варианты оценок: негативные формы общения0 отсутствие 1 низкий уровень 2 средний уровень 3 высокий уровень 4 позитивное лидерство 5 26 Приложение №3 Задания в программе Word I. Вставка рисунка. Текстовые эффекты WordArt Цель: научиться создавать фигурный текст, вставлять картинки, выполнять действия с объектами. Задание: Оформить почетную грамоту, используя готовые картинки и текстовые эффекты WordArt. Этапы выполнения задания: 1. На ленте инструментов активизировать вкладку Вставка. В группе Иллюстрации щелкнуть мышью Фигуры. 2. В открывшемся окне выбрать из коллекции Вертикальный свиток. Вставить. Откорректировать размер рисунка с помощью мыши. 3. В группе Текст щелкнуть мышью WordArt: ➢ В открывшемся окне “Коллекции стилей надписи WordArt” задать стиль надписи. (Примечание: для каждой надписи отдельный стиль) Слева-направо: • Стиль № 8 • Стиль № 9 • Стиль № 19 • Стиль № 22 • Стиль № 28 • Стиль № 2 • Стиль № 19 ➢ В окне “Изменение текстаWordArt” набрать текст и задать размер шрифта, начертание. ➢ Откорректировать надписи с помощью инструментов панели Работа с объектами WordArt. 4. На вкладке Вставка в группе Иллюстрации щелкнуть мышью Клип: • В открывшемся окне Клип из коллекций подобрать соответствующие теме картинки и вставить, расположив относительно текста. 5. Сгруппировать рисунок и объектыWordArt (надписи): ▪ Выделить рисунок и надписи, используя сочетание клавиш Shift + щелчок левой кн. мыши. ▪ На панели инструментов Средства рисования Формат щелкнуть мышью Группировать. II. Создание списков Цель: научиться создавать различные виды списков Задание: Набрать три варианта текста, преобразовать в списки: нумерованный, маркированный, многоуровневый 27 Этапы выполнения задания: 1. Сформировать нумерованный список из первого варианта текста Выделить первую строку текста (заголовок списка), задать шрифт полужирный. Выделить элементы списка, на ленте инструментов активизировать вкладку Главная, в группе Абзац щелкнуть мышью "Увеличить отступ". Не снимая выделения, в группе Абзац щелкнуть мышью "Нумерация", выбрать формат 1., 2. 2. Сформировать маркированный список из второго варианта текста Выделить элементы списка <Основные устройства ПК> и <Дополнительные устройства ПК>, задав начертание шрифта полужирный. Не снимая выделения, в группе Абзац щелкнуть мышью Маркеры, выбрать марке «стрелка». Выделить элементы подсписка; выбрать для подсписков маркер «ромб». Не снимая выделения подсписка, увеличить абзацный отступ, щелкнув мышью "Увеличить отступ". Текст 1 Блоки клавиатуры: Алфавитно-цифровой Клавиши управления курсором Дополнительная (малая клавиатура) Функциональные клавиши Клавиши специального назначения Индикация Текст 2 Основные устройства ПК: Системный блок Монитор Клавиатура Дополнительные устройства: Принтер Манипулятор Модем Сканер Плоттер Джойстик Графопостроитель 28 Мультимедиа: Мультимедиа Звуковая карта Видеокарта Микрофон Колонки CD-ROM 29 Создание многоколоночного текста Оформление буквицы Цель: научиться создавать многоколоночный текст, оформлять буквицу. Задание: Набрать текст «Медный всадник». Разделить текст на колонки, отформатировать текст, оформить буквицу. Этапы выполнения задания: 1. На линейке инструментов активизировать вкладку Разметка страницы, в группе Параметры страницы - Поля установить левое и правое поля – 2,5 см. 2. Задать шрифт TimesNewRoman, размер 11 пт, открыв вкладку Главная 3. Набратьзаголовок. 4. Набрать текст поэмы. 5. Разделить текст на 2 колонки: • Выделить набранный текст. • Активизировать на ленте инструментов вкладку Разметка страниц. • В группе Параметры страницы выбрать Колонки – Другие колонки. В открывшемся диалоговом окне установить: число колонок "2"; флажок "колонки одинаковой ширины", ширину колонок 7,5 см, промежуток 0,99 см. 6. Отформатировать заголовок поэмы, как отдельный раздел: задать шрифт 14 пт., полужирный, "выровнять по центру". 7. В строке "Люблю тебя, Петра творенье" первую букву "Л" оформить как " Буквицу": • Выделить букву. На ленте инструментов активизировать вкладку Вставка. • В группе Текст выбрать Буквица – Параметры буквицы. В открывшемся диалоговом окне установить параметры: положение "в тексте", высота в строках "2 см"; задать начертание шрифта полужирный. 8. Подпись <А.С. Пушкин> отформатировать, задав шрифт 12 пт, курсив, полужирный, "выровнять по правому краю". МЕДНЫЙ ВСАДНИК (отрывок) Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, 30 Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой, Девичьи лица ярче роз, И блеск, и шум, и говор балов, А в час пирушки холостой Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость, В их стройно зыблемом строю Лоскутья сих знамен победных, Сиянье шапок этих медных, Насквозь простреленных в бою. Люблю, военная столица, Твоей твердыни дым и гром, Когда полнощная царица Дарует сына в царский дом, Или победу над врагом Россия снова торжествует, Или, взломав свой синий лед, Нева к морям его несет И, чуя вешни дни, ликует. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия Да умирится же с тобой И побежденная стихия; Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут Тревожить вечный сон Петра! А.С.Пушкин 31 Создание таблицы. Вычисления в таблице Цель: научиться создавать сложные таблицы с вводом данных, производить вычисления. Задание: создать таблицу в соответствии с примером, произвести расчеты. Этапы выполнения задания: 1. Набрать заголовок таблицы, задав размер шрифта 14 пт., полужирный. 2. Установить курсор в месте создания таблицы. 3. На ленте инструментов активизировать вкладку Вставка, щелкнуть мышью Таблица – Нарисовать таблицу. 4. Нарисоватьструктурутаблицы. 5. Ввестиданные в таблицу. 6. Произвести вычисления в строке "Итоги": • Установить курсор в нужную ячейку. • Щелкнуть мышью Формула на панели Работа с таблицами – Макет. • В открывшемся диалоговом окне из списка функций выбрать функцию PRODUCT(); в скобки вставить адрес вычисляемых ячеек (Примечание: столбцы таблицы обозначаются буквами: А В С…..; строки цифрами 1 2 3 …. Соответственно адрес ячейки образуется на пересечении столбца и строки (А3)). • Установить формат числа # ##0 6. Отформатировать таблицу, используя кнопки в группе Выравнивание на панели Работа с таблицами - Макет; для горизонтального или вертикального размещения текста щелкнуть мышью Направление текста. Образец Доходы по продажам за два года (в тыс. руб.) Год 2015 2016 Доходы Квартал 1 2 3 4 1 2 3 4 Продано 99 199 168 135 105 209 200 225 По цене 3 3 3 4 4 4 4 4 32 Итог Доходы по продажам за два года (в тыс. руб.) Доходы Год 2015 2016 Квартал 1 2 3 4 1 2 3 4 Продано 99 199 168 135 105 209 200 225 По цене 3 3 3 4 4 4 4 4 297 597 504 540 420 836 800 900 Итог Разработка презентаций Этапы работы над компьютерной презентацией Постановка задачи Планирование презентации Создание презентации Управление презентацией 33 Задание 1. Разработать презентацию в один слайд программе PowerPoint по теме «Презентация о себе». • Запустить программу PowerPoint. • Создать пустой слайд без предварительной разметки. • Выбрать оформление презентации • Создать текстовые объекты • Выбрать в коллекции рисунок и поместить его на слайд • Сохранить презентацию в свою папку Структура слайда Название темы Рисунок Краткие сведения о себе Задания в программе MSExcel I. Ввод данных. Автоматический ввод списков (автозаполнение). Сохранение документа Задание: Ввести в ячейки данные, применить Автозаполнение, сохранить в файле Таблица 1.xls. Этапы выполнения задания: 1. Ввести данные: A1 График дежурств на неделю в 6 «а» классе А2 № п/п В2 Фамилия Имя 34 С2 Дни недели А3 1 В3 Иванов Сергей С3 Понедельник А4 2 В4 Страхов Андрей В5 Петрова Анна В6 Кутепова Дина В7 Шилов Семён В8 Остапенко Екатерина 2. Откорректировать ширину столбцов Установить указатель мыши на заголовках столбцов: ▪ На границе столбца А (указатель мыши изменится на ). Нажать и удерживая левую кнопку мыши передвинуть границу столбца влево по ширине символа <№>; ▪ На границе столбца Передвинуть границу столбца вправо по ширине строки <Фамилия Имя>; ▪ На границе столбца С передвинуть границу столбца вправо по ширине строки <Дни недели>; 3. В столбцах «№ п/п» и «Дни недели» применить Автозаполнение: 1) Используя Автозаполнение, в ячейки А5:А8 ввести последовательность цифр: ▪ Выделить ячейки А3:А4; ▪ Установить указатель мыши на маркер заполнения - черный квадрат в правом нижнем углу рамки (указатель мыши примет форму крестика); ▪ Перетащить маркер заполнения через заполняемые ячейки (диапазон ячеек А5:А8). 2) Используя Автозаполнение, в ячейки С4:С8 ввести последовательность дней недели: ▪ Выделить ячейку С3; ▪ Установить указатель мыши на маркер заполнения; ▪ Перетащить маркер заполнения через заполняемые ячейки (С4:С8). 4. Сохранить введенные данные выполнив команду Файл Сохранить как. В открывшемся диалоговом окне: 35 ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ Установить тип файла «Книга MicrosoftExcel(*.xls) Выбрать диск С: (D:) Выбрать или открыть соответствующую папку В поле «Имя файла» ввести: Таблица1.xls Нажать кнопку Сохранить. Ввод формул Задание: Произвести расчёты роста учеников в различных единицах измерения (дюйм – 2,54 см; аршин – 7,12 см; вершок – 4,45 см; фут – 30,48 см) Этапы выполнения задания: 1. Ввести данные в ячейки А1 - № п/п В1 – Фамилия, имя С1 – Рост D1 – Рост Е1 – Рост F1 – Рост G1 – Рост С2 – (см) D2 – (дюйм) Е2 – (аршин) F2 – (вершки) G2 – (фут) А3 – 1 В3 – Страхов Иван С3 – 170 А4 – 2 В4 – Клявина Инна С4 – 164 А5 – 3 В5 – Поляков Сергей С5 – 173 А6 – 4 В6 – Игнатьева Алла С6 – 158 А7 – Средний рост А8 – Максимальный рост А9 – Минимальный рост 2. Рассчитать рост в различных единицах измерения для первого ученика: 36 ▪ В ячейку D3 ввести формулу <=С3/2,54>. Нажать клавишу Enter ▪ В ячейку E3 ввести формулу <=C3/7,12> ▪ В ячейку F3 ввести формулу <=C3/4,45> Обрамление и фон ячеек Задание: Воспользоваться данными, сохраненными в файле Таблица 1.xls; обрамить таблицу; придать фон ячейкам. Этапы выполнения задания: 1. Выделить диапазон ячеек А1:D8 2. На ленте выбрать кнопку границы - другие границы 3. В открывшемся диалоговом окне «Формат ячеек» выбрать вкладку Граница 4. Выбрать тип линии: ▪ В группе <Тип линии> щелкнуть мышью на двойной линии; ▪ В группе <Все> щелкнуть мышью на Внешние (вокруг образца появится двойная линия). 5. Выделить диапазон ячеек А2:D2 6. Выполнить вышеуказанные пункты 2, 3. 7. Выбрать тип линии: ▪ В группе <Тип линии> щелкнуть мышью на тонкой сплошной линии; ▪ В группе <Отдельные> щелкнуть мышью на типе границ ячеек: сверху, снизу. 8. Выделить диапазон ячеек A2:A8 9. Выполнить вышеуказанные пункты 2, 3, 7 10.Выбрать тип линии: ▪ В группе <Отдельные> щелкнуть мышью на типе границ ячеек: справа. 11.Выделив диапазон ячеек С2:С8, выбрать тип границ ячеек слева 12.Установить фон ячеек: ▪ Выделить диапазон ячеек А1:D1 ▪ На ленте выбрать кнопку <Цвет заливки> и открыть цветовую палитру (щелкнуть на ); ▪ В открывшейся палитре цветов выбрать «сине-зелёный» ▪ Установить фон остальных ячеек в соответствии с образцом таблицы. Построение диаграмм Задание: В соответствии с календарём погоды построить точечную и круговую диаграммы. 37 Этапы выполнения задания I. II. Построить точечную диаграмму температуры воздуха за декаду 1. Выделить с помощью мыши диапазон ячеек А2:К2 2. Нажать и удерживая клавишу Ctrl с помощью мыши выделить диапазон ячеек А6:К6. ▪ Включить вкладку Вставка и на ленте выбрать точечная 3. На вкладке Макет - «Название диаграммы» ввести <температура за декаду> - Название осей: «Ось Х (категории)» ввести <Дни> «Ось Y (значений)» ввести. - Выбрать вкладку Линии сетки: В колонке «Ось Y (значений)» щелкнуть мышью основные линии. ▪ Выбрать кнопку «Легенда». Выбрать из списка расположение легенды. 4. На вкладке Конструктор выбрать кнопку Переместить диаграмму, установить переключатель имеющемся Построить круговую диаграмму погоды за декаду: 1. Выделить диапазон ячеек А10:В12 2. Включить вкладку Вставка и на ленте выбрать: • «Тип» выбрать круговая • «Макет» 6 3. На вкладке Макет ▪ Вкладку Заголовки: - «Название диаграммы» ввести Погода за декаду Выбрать кнопку Легенда: Выбрать из списка расположение легенды. ▪ Выбрать кнопку «Подписи данных»: - Из списка выбрать «у вершины внутри» 4. На вкладке Конструктор выбрать кнопку Переместить диаграмму, установить переключатель имеющемся. 38 Календарь погоды число 1 2 ясно 1 1 пасмурно 3 15 10 11 ясно 5 пасмурно 2 осадки 3 максимальная 25 минимальная 10 6 7 8 9 1 1 1 10 1 1 1 25 18 за декаду: средняя 5 1 осадки t 4 17,1 39 1 17 20 15 23 17