Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования Дом творчества с.Коса Рассмотрена на педагогическом совете От «____»_______20___ г Протокол №_________ Утверждаю: Директор МБУ ДО ДТ с. Коса _____________Кучев А.Е. Приказ № «_____»___________20___г. Дополнительная общеобразовательная программа Художественно-эстетической направленности «Изобразительное искусство» Возраст обучающихся: 7-15 лет Срок реализации: 5 лет СОСТАВИТЕЛЬ: Филин О.В. - педагог дополнительного образования с. Коса 20___г. Содержание 1. Информационная карта……………………………………………….3 2. Пояснительная записка……………………………………………… .4 3.Учебно – тематический план 1 года обучения………………………10 4.Содержание программы 1 года обучения……………………………11 5.Учебно – тематический план 2 года обучения………………………13 6. Содержание программы 2 года обучения………………………….. 15 7. Учебно – тематический план 3 года обучения……………………. .18 8. Содержание программы 3 года обучения…………………………. 20 9. Учебно – тематический план 4 года обучения…………………… .23 10. Содержание программы 4 года обучения………………………… 25 11. Учебно – тематический план 5 года обучения…………………….27 12. Содержание программы 5 года обучения………………………… 29 13. Методическое сопровождение …………………………………… 31 14.Условия реализации программы………………………………….....32 15. Литература для педагога…………………………………………….33 16. Литература для обучающихся……………………………………....35 17. Приложения………………………………………………………….36 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1 2 3 4 5 6 Наименование прогаммы Направленность Сведения об авторе ФИО «ИЗО» Художественная Год рождения Образование Место работы 1972 высшее МБУ ДО ДТ с.Коса Должность Педагог дополнительного образования Квалификационная категория Соответствие Адрес, телефон Коса, ул. Колхозная- 66 Сведения о программе Срок реализации 5 лет Возрастная группа 7-15 лет Тип программы общеобразовательная Характеристика программы По месту в образовательной модели По уровню освоению Цель программы Разновозрастного детского объединения Ведущие формы и методы образовательной деятельности Беседа,занятия-игра, творческие задания, практические занятия, посещение выставок, конкурсы Форма мониторинга результативности Тесты, творческие задания, выставки, опросы Кадровое обеспечение Педагог дополнительного образования Филин Ольга Витальевна Общекультурный способствовать развитию художественно-творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности. 3 Пояснительная записка Программа «ИЗО» художественной направленности. Данная программа разработана на основе нормативных документов: - Закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования" от 06.10.2009 N 373"; -СанПин 2.4.4. 1231-03 «Санитарно-эпидемиологические требования учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). к -Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» - Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”; - Уставом МБУ ДО ДТ с. Коса. Актуальность В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. И в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. В данное время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у обучающихся творческих способностей одна из важнейших задач в системе дополнительного образования. Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна, необходим большой запас зрительных образов и впечатлений творческого воображения. Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. 4 Новизна Программа по «ИЗО»: - предлагается впервые, в районе подобной нет; - затрагивает региональный компонент; -предлагает элементы предпрофильного обучения; -уделяет усиленное внимание нетрадиционным видам занятий (экскурсии, пленэр и др.). Программа объединения «ИЗО» модифицированная, за основу взяты программы общеобразовательной школы под руководством П.М. Неменского, В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Данная программа рассчитана на 5 лет обучения. Первый год обучения для детей 7 лет, второй год обучения - для детей 8 лет, третий год обучения для детей 9-10 лет, четвертый год- для детей 11 лет, пятый год-12-15 лет. Объем часов в год составляет: 1 год-51 часа (1,5 часа в неделю), 2 год- 68 часов (2 часа в неделю), 3 год-102 часа (3 часа в неделю), 4 год-68 часов (2 часа в неделю), 5 год- 170 ч. (5 часов в неделю). Цель данной программы: способствовать развитию художественно-творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности. Задачи первого года обучения: Образовательные (предметные): -первичное освоениие художественных материалов; -овладение линией контура, штрихом, пятном, как выразительными средствами; Развивающие (метапредметные): -использовать первые представления о передаче пространства на плоскости; -выделять интересное, наиболее впечатляюще в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке. Воспитательные (личностные): -формирование наблюдательности, внимания к окружающей действительности; -формирование интереса и любви к изобразительному искусству. Задачи второго года обучения: Образовательные (предметные): 5 -совершенствование изобразительных способностей, творческого воображения и мышления учащихся; наблюдательности, Развивающие (метапредметные): -ознакомление с искусством родного края, с произведениями изобразительного и прикладного искусства. Воспитательные (личностные): - развитие эстетических чувств и понимание прекрасного; Задачи третьего года обучения: Образовательные (предметные): -обучение основам изобразительной грамоты (рисунка, живописи, композиции), -обучение учащихся рисованию с натуры, по памяти и по воображению и на этой основе развитие у них зрительной памяти, пространственных представлений, творческого воображения; Развивающие (метапредметные): -решать художественно – творческие задачи, используя эскиз, технический рисунок; -формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. Воспитательные(личностные): -формирование интереса и любви к изобразительному искусству; - развитие художественно-творческих способностей детей; Задачи четвертого года обучения: Образовательные (предметные): - формировать художественно-творческую активность (учащиеся должны творчески работать над композициями на темы окружающей жизни, используя наблюдения и зарисовки с натуры); -формировать художественные знания, умения, навыки. Развивающие (метапредметные): - выполнять творческие задания по живописи, графике и т.д. -формировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. Воспитательные (личностные): -формировать нравственно-эстетическую безобразное в жизни и в искусстве; 6 отзывчивость на прекрасное и Задачи пятого года обучения: Образовательные (предметные): -формирование художественно-творческой активности: учиться в процессе собственной практической работы обращать внимание на содержательный смысл художественно- образного языка изобразительного искусства; -проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при создании композиции. Развивающие (метапредметные): --формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; -осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. -способность к художественному познанию мира; -эмоционально- ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям). Воспитательные (личностные): -формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; - развитие художественного вкуса обучающихся; -умение образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на ее красоту. Познавательные: -использование в творческой деятельности различных художественных материалов и художественных техник; -вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве. Регулятивные: -применять полученные знания в собственной художественной деятельности; -решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком. По итогам реализации программы будут сформированы предметные, личностные, метапредметные результаты Предметные результаты -Знать основные виды и жанры изобразительного искусства; -знать терминологию изобразительного искусства; -использовать в творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники. 7 Личностные результаты -уважительно относиться к культуре и искусству своего народа и других народов мира в целом; -уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность; -применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. -интерес и любовь к изобразительному искусству. Метапредметные результаты: 1.Познавательные УУД - эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства; -использовать различные материалы, средства художественной выразительности для передачи замысла собственной деятельности. -вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве. 2.Коммуникативные УУД -уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности 3. Регулятитвные УУД -организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла. -решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком. -применять полученные знания в собственной художественной деятельности; -выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану с опорой на образцы, рисунки, наглядный материал. В объединении «ИЗО» пятого года обучения продолжается накопление практических навыков выразительного использования фактуры материалов, цвета, рисунка, объема, пространства, композиции, умения согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль. Умения и навыки осваиваются обучающимися в процессе разработки конкретной композиции рисунков или проектов. Программа позволяет развивать индивидуальные, творческие способности учащихся, т.к. в проведении занятий предполагается использование как форм индивидуальной работы (совместное творчество педагога и ученика) так и коллективное творчество (работа группы учащихся над одним большим рисунком). Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. 8 Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятиявариации, творческие портреты, праздники. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов и массовых мероприятий. В результате освоения программы «ИЗО» учащиеся получат целый комплекс знаний и приобретут определенные умения: -опыт работы с цветом, тоном, линией, пространством, формой при выполнении графических и живописных работ; -навыки работы с такими художественными материалами, как гуашь, акварель, мелки, карандаш, кисть, аппликация, бумага (для моделирования) и др.; -приобщатся к наследию отечественного и мирового искусства. 9 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № 1 2. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 ТЕМЫ Вводное занятие. Правила ТБ. Знакомство с материалами и инструментами художника. Что могут краски. Осень. Листопад. Коллективная работа. Рисуем рыб. Рисуем птиц. Мы рисуем животных. Орнамент. Украшаем варежку. Красота снежинок. Морозные узоры. Оригами. К нам едет Дед Мороз Живопись и её жанры. Беседа о творчестве И. Шишкина. Тест на опытнологическое мышление. Портрет мамы. Дымковская игрушка. Матрёшка. Азбука хохломской росписи. Какого цвета небо. Изображаем весенние цветы. Беседа о творчестве И. Левитана. Пейзаж «Весенний день». Итоговое занятие. теория Практик а всего 1 1,5 Форма аттестации 0.5 0.5 1 1 1,5 1,5 0,5 0,5 0,5 0.5 0,5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 0.5 1 1 1 2.5 1 2.5 2.5 1 1 2.5 1 1,5 1,5 0.5 1 3 1,5 3 3 1,5 1,5 3 1,5 1,5 1,5 0.5 0.5 0.5 0.5 1 1 2.5 2.5 1,5 1,5 3 3 Тестирование 0.5 0.5 0.5 2.5 1 2.5 3 1.5 3 Выставка 0.5 1 1.5 Выставка Творческая работа Творческая работа Выставка Выставка Опрос 0.5 0.5 2.5 1 Итого 3 1.5 51 10 Тестирование СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Ознакомить с планом работы на год. Техника безопасности. Игровая программа. ЗНАКОМСТВО С МАТЕРИАЛАМИ И ИНСТРУМЕНТАМИ ХУДОЖНИКА. Рассказ о материалах: бумага (ее виды, фактура и т.д) палитра, краски, карандаши, кисти. ЧТО МОГУТ КРАСКИ. Рассказ о свойствах красок. Использование палитры настроения.; выполнение работы на одну из тем: «Цветущий сад», «Осенний день». ОСЕНЬ, ЛИСТОПАД. Беседа с показом репродукции на тему, «Осень». Задание: нарисовать листья разные по силуэту и цвету. Коллективная работа. РИСУЕМ РЫБ. Беседа с показом репродукций, фотографий и рисунков с изображением рыб. Задание: срисовывание рыб с таблицы. РИСУЕМ ПТИЦ. Беседа с показом репродукций, фотографий и рисунков с изображением птиц. Показ последовательности рисования птиц. МЫ РИСУЕМ ЖИВОТНЫХ. Краткий рассказ о домашних и диких животных, о животных нашего края. Срисовывание с таблиц: собачка, кошечка. ОРНАМЕНТ. УКРАШАЕМ ВАРЕЖКУ. Виды орнамента. Отработка навыка аккуратной работы. Ритм цветовых сочетаний. КРАСОТА СНЕЖИНОК. Нетрадиционная техника – рисуем ватными палочками. МОРОЗНЫЕ УЗОРЫ. Изображение морозного узора на окне в смешанной технике (акварель, парафин). ОРИГАМИ. Используя бумагопластику, изготовить ёлочку. К НАМ ЕДЕТ ДЕД МОРОЗ. Используя атрибуты Нового года (дед Мороз, Снегурочка, ёлка и т.д.) составить композицию. ЖИВОПИСЬ И ЕЁ ЖАНРЫ. Рассказ о жанрах в живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр. Показ репродукций. Рисование на свободную тему. БЕСЕДА О ТВОРЧЕСТВЕ И. ШИШКИНА. Рассказ о жизни и творчестве художника. Показ репродукций его работ. 11 ТЕСТ НА ОПЫТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. На листе бумаги рисуются произвольных линий, учащиеся должны объединить так, чтобы получился один предмет: дерево, корабль, дом и т.д. ПОРТРЕТ МАМЫ. Творческая работа. Беседа с показом детских работ и иллюстраций по иконописи. ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. Беседа по теме с показом фотографий, игрушек. Освоение основных элементов дымковской росписи: точки, кружочки, кольца, волнистые линии, Творческая работа: дорисовать узоры на юбках дымковских барышень. МАТРЕШКА. Беседа по теме с показом игрушек, фотографий, таблиц с изображением семеновских, полхов-майданских и других матрешек. Задание: расписать шаблон матрешки с характерными элементами семеновского узора. АЗБУКА ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ. Беседа «Ярмарка». Освоение основных элементов росписи: «Травка», «ягодка». Составление хохломского узора. КАКОГО ЦВЕТА НЕБО. Изобразить небо с разным настроением: светлое, облачное, грозовое. ИЗОБРАЖАЕМ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ. Беседа с показом фотографий и иллюстраций с изображением цветов. Последовательность изображения цветов. ПЕЙЗАЖ «ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ». Беседа по теме с показом репродукций картин Ф. Васильева «Оттепель», И.Левитана «Март». Задание: составление композиции по впечатлениям от наблюдений за природой. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Тестирование учащихся. Игровая программа. 12 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № 1 2. 3 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 ТЕМЫ Вводное занятие Срисовывание с таблиц: фрукты. Срисовывание с таблиц: Грибы. Срисовывание с таблиц. Рыбы. Срисовывание с таблиц. Птицы (снегирь). Срисовывание с таблиц. Попугай. Срисовывание с таблиц. Тигр. Срисовывание с таблиц. Медведь. Срисовывание с таблиц. Белка. Мои любимые животные Нетрадиционные методы рисования: кляксография. Рисуем формы. Коллаж. Новогодняя композиция. Магия кубов. Рисуем робота Что такое перспектива Беседа «Творчество Васнецова» Иллюстрация к сказке. Изображение чувств и настроений людей через карикатуру. Образ человека и его характер. Забавные зверюшки. Городецкая роспись. Выразительные возможности графики. теория практика всего 2 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 0.5 1.5 2 0.5 3.5 4 0.5 1.5 2 0.5 0.5 1.5 1.5 2 2 Форма аттестации Выставка Выставка 0.5 1.5 2 0.5 0.5 1.5 1.5 2 2 0.5 0.5 1.5 1.5 2 2 0.5 1.5 2 0.5 0,5 0.5 0.5 1.5 1,5 1.5 1.5 2 2 2 2 Творческая работа Творческая работа Творческая работа 13 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Открытка0.5 поздравление Мамин платок. 1 Загадочная планета. 0.5 Музеи искусства. 0.5 Картина-пейзаж. 0.5 Картина-натюрморт. 0.5 Картина-портрет. 0.5 .Рисование на 0.5 свободную тему. Итоговое занятие. 0.5 3.5 4 Творческая работа 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 1.5 2 2 2 2 2 2 2 1.5 2 И Т О Г О: Творческая работа Творческая работа Творческая работа Тестирование 68 часов . 14 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Знакомство с планом работы на год. Правила техники безопасности. Игровая программа. 2. СРИСОВЫВАНИЕ С ТАБЛИЦ. ФРУКТЫ. Карандаш, акварель. Компоновка в листе, построение, цвет. 3. СРИСОВЫВАНИЕ С ТАБЛИЦ. ГРИБЫ. Карандаш, акварель, восковые карандаши. Компоновка в листе, построение, группировка предметов, цвет. 4. СРИСОВЫВАНИЕ С ТАБЛИЦ. РЫБЫ. Карандаш, акварель. Компоновка в листе. Построение, цвет. 5. СРИСОВЫВАНИЕ С ТАБЛИЦ. ПТИЦЫ. Карандаш, акварель. Компоновка в листе, построение, цвет. 6. СРИСОВЫВАНИЕ С ТАБЛИЦ. ПОПУГАЙ. Карандаш, акварель. Компоновка в листе, построение, характерные особенности изображаемого, цвет. 7. СРИСОВЫВАНИЕ С ТАБЛИЦ. ТИГР. Карандаш, акварель, восковые карандаши. Компоновка в листе, построение, выявление характерных особенностей изображаемого, цвет. 8. СРИСОВЫВАНИЕ С ТАБЛИЦ. МЕДВЕДЬ. Карандаш, акварель, восковые карандаши. Компоновка в листе, построение. 9. СРИСОВЫВАНИЕ С ТАБЛИЦ. БЕЛКА. Карандаш, акварель. Составление композиции. Выделение главного и второстепенного, построение, цвет. 10. ЛЮБИМЫЕ ЖИВОТНЫЕ. Беседа о художниках- анималистах, показ репродукций с изображением животных. Самостоятельное составление композиции. 11. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РИСОВАНИЯ: КЛЯКСОГРАФИЯ. Нанесение на лист бумаги кляксы. Раздувание при помощи кисточки. .Дорисовывание полученного образа. 12. РИСУЕМ ФОРМЫ. Рисование форм (контуров) различных предметов. Переход от простых форм к сложным. 15 13. КОЛЛАЖ. Наклеивание на основу материалов, отличающихся по цвету, форме или фактуре. Рисование предметов разной формы, Вырезание, составление из них картины. 14. НОВОГОДНЯЯ КОМПОЗИЦИЯ. Самостоятельное составление композиции с использованием новогодних атрибутов: дед Мороз, Снегурочка, ёлка и т. д. 15 .МАГИЯ КУБОВ. Рисование предметов имеющую форму куба (телевизор, аквариум, коробка и т.д). 16. РИСУЕМ РОБОТА. Рисование робота при помощи простого карандаша, фломастера или цветных карандашей. 17. ЧТО ТАКОЕ ПЕРСПЕКТИВА. Беседа. Демонстрация иллюстративного материала. Рисование пейзажа, где есть первый и второй план. 18. БЕСЕДА «ТВОРЧЕСТВО ВАСНЕЦОВА» Биография художника.. Показ репродукций. Игра «Угадай-ка». 19. ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКЕ. Беседа. Демонстрация иллюстраций известных художников. Выполнение иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди». Выбор сюжета. Раскрытие в рисунке основного содержания изображаемого эпизода. 20. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ И НАСТРОЕНИЙ ЛЮДЕЙ ЧЕРЕЗ КАРИКАТУРУ. Изобразить настроение людей: лицо обычное, грустное, улыбающееся, испуганное, удивленное. 22. ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ХАРАКТЕР. Беседа по теме. Рисование сказочного женского образа. Изображение злой и доброй женщины. 23. ЗАБАВНЫЕ ЗВЕРЮШКИ. Рассказ в картинках из жизни джунглей. Изображение невероятных персонажей. 24. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ. Выполнение основных элементов росписи: розан, купавка, листик. Срисовывание готового узора. 25. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ГРАФИКИ. Беседа. Красота и выразительность линий. Толстые и тонкие, подвижные и тягучие линии. 26. ОТКРЫТКА- ПОЗДРАВЛЕНИЕ. возможностей аппликации. Беседа. Использование выразительных 16 27.МАМИН ПЛАТОК. Рисование платка для мамы, сестры, бабушки. 32. ЗАГАДОЧНАЯ ПЛАНЕТА. Композиция на заданную тему. Гармония теплых и холодных цветов. 28.МУЗЕИ ИСКУССТВА. Знакомство с музеями Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж и т.д. искусств России: 29. КАРТИНА-ПЕЙЗАЖ. Рассказ об искусстве пейзажа, художниках пейзажистах. Показ репродукций. Изображение грустного и радостного пейзажа. 30. КАРТИНА-НАТЮРМОРТ. Искусство натюрморта. Показ репродукций картин. Изображение радостного натюрморта. «Праздничный стол». 31. КАРТИНА-ПОРТРЕТ. Искусство портретистах. Изображение портрета. портрета. Рассказ о художниках- 33. РИСОВАНИЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ. Самостоятельный выбор темы и составление композиции с учётом знаний полученных на предыдущих занятиях. 34. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Тестирование. Игровая программа. 17 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № 1. Темы Вводное занятие теория 2 практика всего Форма аттестации 3 2 Срисовывание с таблиц: овощи, фрукты ,цветы, ягоды. 1 5 6 Практическая работа 3 3 Практическая работа 3 Живописные упражнения. 4 Декоративный рисунок. 1 8 9 Творческая работа 5 Иллюстрации к сказке 1 5 6 Творческая работа 6 Гжель. 1 2 3 Творческая работа 7 Что может линия. 1 2 3 Творческая работа 8 Мастер изображения фантазирует. 1 2 3 Творческая работа 9 Украшения в природе. 1 2 3 Творческая работа 10 Человек и его украшения. 1 2 3 Творческая работа 11 Цветоведение: хроматические и ахроматические цвета. 1 2 3 Творческая работа 12 Сближённые цвета. 1 2 3 Выставка 13 Конструирование и дизайн. Оригами. 1 2 3 Выставка 14 Новогодняя композиция. 1 2 3 Выставка 15 Зимний пейзаж. 1 2 3 Творческая работа 16 Образ здания. 1 2 3 Творческая работа 17 Шрифт. Буквица. 1 2 3 Творческая работа 18 Афиша 1 2 3 Творческая работа 18 19 Витраж. 2 3 Творческая работа 20 Зарисовки с натуры. 3 3 Творческая работа 21 Натюрморт. 1 2 3 Творческая работа 22 Весенний пейзаж. 1 2 3 Выставка 23 Творческая работа. 1 11 12 Выставка 24 Рисуем море. 1 2 3 Творческая работа 25 Рисуем горы. 1 2 3 Творческая работа 26 Тест на опытно – логическое мышление. 3 3 Практическая работа 27 Итоговое занятие 2 3 Тестирование 1 1 И Т О Г О: 102 часа 19 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Знакомство с планом работы на год. Техника безопасности. Игровая программа. СРИСОВЫВАНИЕ С ТАБЛИЦ: ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЦВЕТЫ,ЯГОДЫ. Поэтапное построение. Компоновка на листе. Цветовые сочетания. ЖИВОПИСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Растяжка цвета, переход цвета из одного в другой. Различные виды мазка (рябина, вода, волны, трава). ДЕКОРАТИВНЫЙ РИСУНОК. Беседа по теме. Изображение кота и украшение его орнаментом. ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКЕ. Беседа. Показ иллюстративного материала. Самостоятельное составление композиции. Выделение центра внимания, изображение главного героя. ГЖЕЛЬ. Беседа «Гжель» Выполнение основных элементов росписи. Срисовывание готового узора. ЧТО МОЖЕТ ЛИНИЯ. Составление композиции на тему «Зимний лес» в графике. МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ ФАНТАЗИРУЕТ. Изображение фантастического зверя. УКРАШЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Изображение паутинки или морозных узоров на стекле. Рисование кружев похожих на снежинку, звезду, паутину. ЧЕЛОВЕК И ЕГО УКРАШЕНИЯ. Придумать украшения: диадему, колье, браслет. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ: ХРОМАТИЧЕСКИЕ И АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА .Изображение моря с разным настроением: смеющееся, спокойное, шторм. СБЛИЖЕННЫЕ ЦВЕТА. Выполнение рисунка с применением сближенных цветов. КОНСТРУИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН. Беседа по теме. Изготовление игрушек в технике оригами. НОВОГОДНЯЯ КОМПОЗИЦИЯ. Беседа о традициях встречи нового года в разных странах. Выполнение рисунка на новогоднюю тему. 20 ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ. Беседа по теме. Компоновка в листе; холодная цветовая гамма. ОБРАЗ ЗДАНИЯ. Беседа «Изобразительное искусство и архитектура». Изобразить здание для сказочного героя. ШРИФТ. БУКВИЦА. Понятие «:шрифт». Виды шрифта. Рисование заглавной буквы своего имени. АФИША. Назначение афиши. Выполнение афиши к спектаклю; цирковому представлению и т.д. ЗАРИСОВКИ С НАТУРЫ. Рисование различных предметов интерьера, посуды и т.д. НАТЮРМОРТ. Изображение натюрморта из трёх предметов (яблоко, чашка, ваза). ВЕСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ. Компоновка в листе, передача настроения. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. Свободный выбор темы и материалов для исполнения. РИСУЕМ МОРЕ. Изображение моря с разным настроением: спокойное, шторм и т.д. РИСУЕМ ГОРЫ. Нарисовать горы используя разный характер линий и контрастные сочетания цвета. ТЕСТ НА ОПЫТНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Рисуется несколько произвольных линий, их надо объединить так, чтобы получился один предмет. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Тестирование. Игровая программа. 21 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № ТЕМЫ теория практика всего Форма аттестации 1. Вводное занятие. 1 1 2 2. Рисование элементов пейзажа: ( вода, трава, 1 цветы деревья, небо) 3 4 3 Осенний пейзаж 1 3 4 Творческая работа 4. Граттаж 1 3 4 Творческая работа 5 Зарисовка с натуры: цветы, овощи, фрукты, 1 посуда. 3 4 6 Натюрморт предметов из трех Игра Творческая работа 1 3 4 7 История костюма 1 1 2 8 Народный костюм: эскиз женского русского костюма. 1 1 2 1 2 Творческая работа 9 Основа композиции 1 орнамента. Опрос 10 Упражнение «перо». 1 1 2 Выставка 11 Портрет. Беседа 1 1 2 Тестирование 12 Рисование частей лица: нос, глаза, губы, ухо. 1 3 4 13 Портрет. Срисовывание с таблицы. 4 4 14 Композиция новогоднюю тему. 3 4 на 1 22 Выставка 15 Тест на опытно – логическое мышление. 2 2 16 Пропорции человека. 1 2 Опрос тела 1 18 Абстрактный рисунок 1 3 4 Творческая работа 19 Силуэт 1 1 2 Творческая работа 20 Беседа «Художникиимпрессионисты» 1 1 2 21 Творческая работа 1 3 4 Выставка 22 Стилизация. 1 1 2 Творческая работа 23 Беседа «Творчество Леонардо да Винчи». 1 1 2 24 Архитектура 1 1 2 Творческая работа 25 Итоговое занятие 1 1 2 Тестирование ИТОГО: 68 часов 23 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Знакомство с планом работы на год. Техника безопасности. Игровая программа. РИСОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕЙЗАЖА ( небо, трава, цветы, ветки, деревья, вода, облако, горы). Различные техники исполнения, цветовые сочетания. ОСЕННИЙ ПЕЙЗАЖ. Компоновка в листе, линия горизонта, пространство, цвет, целостность композиции. ГРАТТАЖ. Выполнение рисунка в технике выцарапывания. НАТЮРМОРТ Искусство натюрморта: возникновение жанра, его развитие до наших дней. Показ репродукций. ЗАРИСОВКА С НАТУРЫ: ЦВЕТЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ПОСУДА.. Наброски графическими материалами: тушь, карандаш, акварель. НАТЮРМОРТ ИЗ ТРЕХ ПРЕДМЕТОВ. Рисование с натуры трех предметов, объединенных в одну композицию. Компоновка в листе, построение, цвет. ИСТОРИЯ КОСТЮМА. Рассказ об интересных моделях одежды. Зарисовка одежды. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. Эскиз женского русского костюма: кокошник, рубаха, душегрея. ОСНОВА КОМПОЗИЦИИ ОРНАМЕНТА. Выполнение технических упражнений: кружочки, капельки, завитушки. УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРО». Украшение формы пера завитушками разных размеров; выделение композиционного центра. ПОРТРЕТ. РИСОВАНИЕ ЧАСТЕЙ ЛИЦА: НОС, ГЛАЗА, ГУБЫ, УХО. Поэтапное построение частей лица, пропорциональные соотношения. ПОРТРЕТ. СРИСОВЫВАНИЕ С ТАБЛИЦЫ. Поэтапное построение: 1. Пропорции общей формы головы; 2. Детальная прорисовка формы головы. КОМПОЗИЦИЯ НА НОВОГОДНЮЮ ТЕМУ. Оформление новогодней газеты. Изготовление игрушек в технике оригами. 24 ТЕСТ НА ОПЫТНО – ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Нарисованные линии объединить в один предмет. ПРОПОРЦИИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА. Краткосрочные наброски и длительный рисунок фигуры человека в различных техниках. АБСТРАКТНЫЙ РИСУНОК. Беседа по теме. Изобразить абстрактно: запах розы, музыки, дружбы и т.д. (по выбору). СИЛУЭТ Выполнение рисунка в технике силуэт. ХУДОЖНИКИ-ИМПРЕССИОНИСТЫ. Направление в искусстве: «импрессионизм». Творчество художников: Э.Дега, К.Моне, О.Ренуара. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. Свободный выбор тем и материалов для рисования. СТИЛИЗАЦИЯ. Стилизация формы, цвета, животных ( по выбору). БЕСЕДА «ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ». Биография художника. Основные моменты его творчества, показ репродукций его картин. АРХИТЕКТУРА. Стили архитектуры. Зарисовки зданий; выполнение дома для сказочного героя. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Тестирование. Игровая программа. 25 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЯТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № 1 Темы Вводное занятие 2 Рисование на свободную тему 3 Декоративный натюрморт 4 практика 1,5 всего 2,5 Форма аттестации 5 5 Творческая работа 1 9 10 Выставка Декупаж 1 9 10 Творческая работа 5 Декоративная композиция 1 6,5 7,5 Творческая работа 6 Дизайн 1 6,5 7,5 Творческая работа 7 Гризайль 1 9 10 Творческая работа 8 Пейзаж 1 9 10 Выставка 9 Новогодняя композиция 1 6,5 7,5 Выставка Иллюстрация к стихотворению 1 4 5 Творческая работа 10 теория 1 11 Рисуем музыку. Абстракция 1 6 7,5 Творческая работа 12 Портрет 1 6 7,5 Творческая работа 13 Зарисовки с натуры 5 5 14 Архитектура 1 9 10 Творческая работа 15 Город музыкантов 1 9 10 Творческая работа 16 Изобразительное искусство эпохи Возрождения 3 4,5 7,5 17 Знакомство с 26 китайской живописью 1 9 10 Творческая работа 18 Народные промыслы России 2 8 10 Творческая работа 19 Творческая работа 1 26 27 Выставка 20 Итоговое занятие 1 1,5 2,5 Тестирование ИТОГО: 170 час 27 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Техника безопасности. Игровая программа. РИСОВАНИЕ НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ. Самостоятельное композиции. Выделение центра внимания. Цветовое решение. составление ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ. Составление декоративного натюрморта с использованием трёх цветов и их оттенков. Обобщение формы, цвета. ДЕКУПАЖ. Беседа по теме. Декорирование изделий в технике «Декупаж». ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. Создание эскиза декоративного панно «цветы», используя контрастные сочетания цвета. ДИЗАЙН. Изображение бытовых приборов или предметов домашнего обихода, форма которых соответствует назначению и кажется современной. ГРИЗАЙЛЬ. Беседа. Выполнение натюрморта или пейзажа (по выбору) в технике гризайль. ПЕЙЗАЖ. Графика. Рисование графическими материалами серии городских и сельских пейзажей. Передача красоты природы. НОВОГОДНЯЯ КОМПОЗИЦИЯ. Оформление новогодней газеты, изготовление игрушек. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СТИХОТВОРЕНИЮ. Передача поэтического образа любыми графическими или живописными средствами. РИСУЕМ МУЗЫКУ. АБСТРАКЦИЯ. Абстрактное изображение музыки. ПОРТРЕТ. Краткосрочные наброски и длительный рисунок головы человека графическими средствами. Построение, светотеневые отношения. ЗАРИСОВКИ С НАТУРЫ. Зарисовки посуды, цветов, элементов интерьера и т.д. АРХИТЕКТУРА. Стили архитектуры. Зарисовка зданий разных стилей. ГОРОД МУЗЫКАНТОВ. Нарисовать музыкальные инструменты. город, где дома изображены как ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Ознакомление с творчеством художников эпохи Возрождения. 28 ЗНАКОМСТВО С КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСЬЮ. Ознакомление с элементами живописи, цветовыми сочетаниями. Выполнение композиции в манере китайской живописи. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ. Гжель, Городец. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. Самостоятельный выбор тем и материалов для рисования. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. Тестирование. Игровая программа. 29 МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ -тесты -дидактический материал -таблицы -презентации -схемы -шаблоны -репродукции картин -словарь терминологии 30 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ - помещение; - мебель; - шкафы для хранения инструментов, литературы, эскизов и образцов; - раковина и вода для мытья рук Инструменты: - мольберты; - краски (акварель, гуашь); - кисти; - карандаши; Материалы: - бумага (ватман, цветная); - муляжи (овощи, фрукты); - альбомы; - журналы по рисованию 31 ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 1..Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011. 2.Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 2 класс. – М.: ВАКО, 2011. 3. Большая серия знаний. Изобразительное искусство. – М.: ТД «Издательство Мир книги», 2005. 4.Горяева Н.А. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.А.Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2005. 5.Галина Петровна Шалаева. Учимся рисовать птиц и рыб. Изготовлено при участии ООО «Издательство АСТ» и ООО «М- Пресс». 2009. 6.Давыдова М.А. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 4 класс.- М.: ВАКО, 2014. 7.Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство – маленьким): Учебно – наглядное пособие / Авт. – сост. Н.А.Курочкина. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2003. 8.Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / авт.- сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. 9.Искусство вокруг нас: Учеб. Для 3 кл. четырёхлет. нач. шк. / Н.А.Горяева, Л.А. Неменская, А.С.Питерских и др.; Под ред. Б.М. Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001. 10.Коротеева В.И. Искусство и ты: Учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк. / Под ред. Б.М. Неменского. – 3- е изд. – М.: Просвещение, 2000. 11.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина. 12- е изд., Стереотип. –М.: Дрофа, 2008. 12.Каменева Е.О. Какого цвета радуга: Научно – художественная литература / оформл. и подбор. ил. Н. Мищенко. – Переизд. – М.: Дет. Лит., 1987. 16 .Михейшина М.В. Уроки рисования для школьников 10-14 лет / Авт. М.В. Михейшина. Мн.:Изд. В.М.Скакун,2004. 32 17.Неменская Л.А. Каждый народ художник: Учеб для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. / под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000. 18.Неменская Л.А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учеб. для 1кл. нач. шк. / Л.А. Неменская; Под ред.Б.М. Неменского. - ;- е изд. – М.: Просвещение, 2004. 19.Сокольникова Н.М. Изобразительное искус ство: Учебник для уч. 5-8 кл.: в 4 ч. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996. 20.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч.5-8 кл.: в 4 ч. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996. 21.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: в 4 ч. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996. 22.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в нач. школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2 –е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия; 2002. 23.Хочу рисовать. Анна Клейборн. Перевод на русский язык. Издательство «Махаон».2005. 24.Я познаю мир: Искусство: Энцикл. / Т.Ю.Кравченко. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,2003. 33 ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1..Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011. 2.Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 2 класс. – М.: ВАКО, 2011. 3. Большая серия знаний. Изобразительное искусство. – М.: ТД «Издательство Мир книги», 2005. 4.Горяева Н.А. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.А.Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2005. 5.Галина Петровна Шалаева. Учимся рисовать птиц и рыб. Изготовлено при участии ООО «Издательство АСТ» и ООО «М- Пресс». 2009. 6.Давыдова М.А. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 4 класс.- М.: ВАКО, 2014. 7.Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство – маленьким): Учебно – наглядное пособие / Авт. – сост. Н.А.Курочкина. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2003. 8.Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / авт.- сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. 9.Искусство вокруг нас: Учеб. Для 3 кл. четырёхлет. нач. шк. / Н.А.Горяева, Л.А. Неменская, А.С.Питерских и др.; Под ред. Б.М. Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2001. 10.Коротеева В.И. Искусство и ты: Учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк. / Под ред. Б.М. Неменского. – 3- е изд. – М.: Просвещение, 2000. 11.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.С.Кузин, Э.И. Кубышкина. 12- е изд., Стереотип. –М.: Дрофа, 2008. 12.Каменева Е.О. Какого цвета радуга: Научно – художественная литература / оформл. и подбор. ил. Н. Мищенко. – Переизд. – М.: Дет. Лит., 1987. 16 .Михейшина М.В. Уроки рисования для школьников 10-14 лет / Авт. М.В. Михейшина. Мн.:Изд. В.М.Скакун,2004. 34 17.Неменская Л.А. Каждый народ художник: Учеб для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. / под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000. 18.Неменская Л.А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учеб. для 1кл. нач. шк. / Л.А. Неменская; Под ред.Б.М. Неменского. - ;- е изд. – М.: Просвещение, 2004. 19.Сокольникова Н.М. Изобразительное искус ство: Учебник для уч. 5-8 кл.: в 4 ч. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996. 20.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч.5-8 кл.: в 4 ч. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996. 21.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: в 4 ч. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996. 22.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в нач. школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2 –е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия; 2002. 23.Хочу рисовать. Анна Клейборн. Перевод на русский язык. Издательство «Махаон».2005. 24.Я познаю мир: Искусство: Энцикл. / Т.Ю.Кравченко. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»,2003. 35 Приложение Итоговый тест по ИЗО 1 год обучения 1. Назвать основные цвета в живописи -красный - жёлтый -синий -зелёный 2. Холодные цвета - синий - оранжевый - фиолетовый - голубой 3. Тёплые цвета - малиновый - жёлтый - красный -оранжевый 4. Изображение человека или группы людей – это -пейзаж - портрет - натюрморт 5. Пейзаж – это -изображение людей - животных - природы 6. Жанр в живописи, где изображены овощи, фрукты, цветы, предметы называется: - натюрморт - пейзаж - портрет 7. Перечислить элементы Городецкой росписи: - «кони» - травный кустик - «розан» - «купавка» 8. Назвать цвета, которые применяются в Хохломской росписи: - красный - жёлтый - синий -зелёный - чёрный 9. назвать автора картины «Утро в сосновом лесу» - И. Левитан -И.Шишкин 36 Итоговый тест по ИЗО 2 год обучения 1. Способ наклеивания кусочков бумаги, картона, ткани, соломки на лист бумаги по заранее изготовленному рисунку это : а. орнамент б. аппликация в. роспись 2.Сочетание тёмных и светлых оттенков называется: а. светотень б. свет в. тень 3. Учение о том, как на плоском листе бумаги добиться ощущения глубины пространства называется: а. композиция б. перспектива 4. Рисунки в книге называются: а. иллюстрация б. орнамент в. коллаж 5. Розан, купавка, мотив «кони», «всадник» элементы росписи а. Городец б. Хохлома в. Гжель 6.Кустики травки, ягодки, кудрина, «под фон», это элементы росписи: а. Гжель б. Городец в. Хохлома 7. Противоположные по качеству цвета называются: а. контрастные б. холодные в. сближённые 8. Назовите художника, который писал иллюстрации к сказкам а. И. Шишкин б. В. Васнецов в. И. Левитан 37 Итоговый тест по ИЗО 3 год обучения 1. Художественно выполненная заглавная буква в старинной рукописной или печатной книге. а. буквица б. орнамент в.роспись 2. Учение о том как на плоском листе бумаги добиться ощущения глубины пространства. а. композиция б. перспектива 3. Искусство создавать здания или целые комплексы зданий а. скульптура б. интерьер в. архитектура 4. В переводе с французского языка – оконное стекло. Произведения декоративного искусства, выполненные из цветного стекла или другого пропускающего свет материала а. орнамент б. витраж в. граттаж 5. Рисунки в книге называются … 6. Назовите хроматические цвета а. красный б. белый в. синий г. зелёный 7. Назовите ахроматические цвета а. чёрный б. зелёный в. серый г. белый 8. Назовите автора картин «Алёнушка», «Богатыри» 38 Итоговый тест по ИЗО 4 года обучения 1. Художественную абстракцию можно разделить на… а. цветовую б. насыщенную в. геометрическую 2. Основоположником абстракционизма в России является а. В. Суриков б. В. Кандинский в. К. Брюллов 3. «Импрессионизм» означает: а. удивление б. впечатление в. озарение 4. Назовите художников – импрессионистов а. О. Ренуар б. К. Моне в. Рафаэль г. Леонардо да Винчи д. Э. Мане 5. От лат. – сочинение, составление, расположение. Взаимосвязь элементов художественного произведения, от которой зависит весь его строй и смысл называется а. пропорции б. интерьер в. композиция 6. Рисунок выполненный необычно, как тень а. эскиз б. силуэт в. граттаж 7.Назовите автора картины «Мона Лиза. Джоконда» а. Рафаэль б. О. Ренуар в. Леонардо да Винчи 8. Композиция, где люди и предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины а. симметричная б. асимметричная в. динамичная 9. Композиция в которой расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета, левая и правая половины неуравновешенны а. асимметричная б. статичная в. симметричная 39 Текущий тест по ИЗО 4 - года обучения 1. От лат. – сочинение, составление, расположение. Взаимосвязь элементов художественного произведения, от которой зависит весь его строй и смысл называется а. пропорции ; б. интерьер в. композиция 2 . Рисунок выполненный необычно, как тень а.эскиз; б. силуэт; в. граттаж; 3. Учение о том, как на плоском листе бумаги добиться ощущения глубины пространства называется: а. композиция; б. перспектива; 4. Искусство строить здания или целые комплексы зданий а. архитектура б. скульптура в. мозаика 5. Назовите художников – пейзажистов а. И. Левитан б. И. Репин в. А. Саврасов г. И. Шишкин 6. Декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предметов. Можно упростить или упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, отказ от передачи объёма а.витраж; б. стилизация в. силуэт 7. Назовите автора картины «Мона Лиза. Джоконда» а. Леонардо да Винчи б. Рафаэль в. К. Брюллов 40 Итоговый тест по ИЗО 5 - год обучения 1. 41 Приложение № 2 Словарь терминологии Акварель - краски на растительном клее, которые растворяются водой, а также рисунки, сделанные такими красками. А-ля прима – способ выполнения работы сразу в один приём. Ахроматические цвета –чёрный, белый, а также серые, образуемые их смешиванием. Блик – самое светлое место на блестящих предметах, отражение источника света. Ватман- гладкая плотная бумага, используется в качестве основы практически для любой техники, за исключением акварели. Восковые мелки – мягкие карандаши, изготовленные на основе воска. Глубокое пространство – пространство, в котором изображаемые предметы находятся на большом расстоянии друг от друга (чаще используется в пейзаже). Графика – искусство рисования тоном, пятном, линией. Графикой называют рисунки , сделанные карандашом, тушью, а также гравюры. Гуашь – непрозрачная (кроющая) краска, которую разводят водой, а также работы выполненные этими красками. Производится из пигментов и клея с добавлением белил. Динамика – изображение объекта в движении. Живопись – изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета. Интерьер – жанр изобразительного искусства, изображение внутреннего пространства какого – либо помещения. Карандаш – один из основных материалов художника. Представляет собой тонкий стержень из красящего вещества в деревянной, пластиковой или металлической оправе. Карандаши простые – карандаши с графитным стержнем. Различают твёрдые и мягкие простые карандаши. 42 Карандаши цветные – карандаши с цветными стержнями. Изготавливаются из цветных пигментов с добавлением клея. Кисть – инструмент художника для работы красками. Различают волосяные и щетинные кисти. Кисти из мягкого волоса используют в работе акварелью, из жёсткого - гуашью. Колер – цвет, в необходимом количестве полученный смешиванием красок на палитре или в отдельной баночке. Контрастные цвета – цвета, находящиеся друг против друга в цветовом круге, являются полной противоположностью друг друга. Лессировка – наложение прозрачного слоя поверх просохшего красочного слоя, используется для уточнения цвета и тона. Линия горизонта – граница видимого очертания земли, всегда находится на линии глаз наблюдающего. Локальный цвет – цвет какого – либо предмета без учёта внешних влияний. Натюрморт - жанр изобразительного искусства, изображение мира через предметы. Неглубокое пространство – пространство, в котором изображаемые предметы находятся на близком расстоянии друг против друга (чаще используется в интерьере). Нюанс – незначительное изменение цвета или тона. Оттенок – изменение качества цвета. Пастель – материал художника, художественная техника. Мягкие цветные мелки, изготовленные из пигментов, мела и связующих веществ. Пейзаж - жанр изобразительного искусства, изображение природы. Перо – инструмент художника, применяется в работе тушью. Пуантилизм – художественный приём, живопись чёткими мазками чистой краски в расчёте на их оптическое смешение в глазу человека. Растяжка тона – постепенное изменение тональной насыщенности. 43 Рефлекс – свет, отражённый в тень предмета от плоскости или от другого предмета, стоящего рядом. Сближённые цвета – цвета, находящиеся рядом в цветовом круге или получаемые их смешиванием. Свет – освещённая часть предмета. Светотень – тональные отношения света и тени на изображаемом предмете. Составные цвета – цвета 2-го ряда (оранжевый, зелёный, фиолетовый), получаемые попарным смешиванием основных цветов. Тень – неосвещённая часть изображаемого предмета Различают собственную тень (тень на предмете) и падающую тень (тень от предмета). Тёплые цвета – красный, оранжевый, жёлтый, жёлто – зелёный, а также все цвета, получаемые их смешиванием. Точка схода – точка на линии горизонта и на линии глаз, по отношению к которой происходят изменения в пространстве. Холодные цвета – голубой, синий, фиолетовый, холодный зелёный, а также все цвета, получаемые их смешиванием. Хроматические цвета – все цвета, кроме чёрного и белого, а также серого, получаемого их смешиванием. Штрих – короткая линия, выполненная одним движением руки. С помощью штрихов передают контур, форму, объём, фактуру, пространство. Эскиз – подготовительный рисунок к картине. 44 Приложение № 3 Схемы 45 46 47 48 49 50 Приложение №4 Физкультминутки Солнце Солнце вышло из-за тучки, Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.) Руки в стороны потом Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.) Мы закончили разминку. Отдохнули ножки, спинки. Бабочка Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) Зайки Зайки, где вы пропадали? Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха) А капусту вы не ели? Только носиком задели. Вас бы надо наказать. Так попробуй нас догнать! Девочки и мальчики Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп, Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок. Ножками топчут: топ, топ, топ! Весело хохочут: ха, ха, ха! 51 Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз), После отдыхают (приседают, руки свободные) 52