модульное оригами

Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Дом творчества с.Коса»

Рассмотрена на
педагогическом совете
____________20__г.
Пртокол «__»_______

Утверждаю:
Директор МБУ ДО ДТ с.Коса
______________Кучев А.Е.
Приказ № ___
«___» _________20__г.

Дополнительная общеобразовательная программа
Художественной направленности
«Модульное оригами»
Возраст детей 7-11 лет
Срок реализации 2 года обучения

Составитель:
Корякова Татьяна Александровна
- педагог дополнительного
образования

с.Коса 20__ г.

Содержание
1. Информационная карта ……………………………………………………….3
2. Пояснительная записка………………………………………………………..4
3. Учебно- тематический план 1год обучения…………………………………9
4. Содержание программы ……………………………………………………..10
5. Учебно- тематический план 2год обучения………………………………..11
6. Содержание программы ……………………………………………………..13
7. Методическое обеспечение…………………………………………………..14
8.Условия реализации программы……………………………………………..15
9.Литература для педагога………………………………………………………16
10.Литература для обучающихся……………………………………………….17
11.Приложения ………………………………………………………………..18

2

Информационная карта

Наименование программы

«Модульное оригами»

Направленность
Сведения об авторе (составителе)
1.ФИО
2.Год рождения
3.Образование
4.Место работы
5.Должность
6.Квалификационная категория
7.Адрес, телефон
Сведения о программе

Художественная

1.Срок реализации
2.Возрастная группа
3.тип программы
4.Характеристика программы

2 года
7-11 лет
общеобразовательная

По месту образовательной модели

Разновозрастного детского
объединения

По уровню освоения
5.Цель программы

Практическая, творческая
всестороннее интеллектуальное и
эстетическое развитие детей в
процессе овладения элементарными
приемами работы с бумагой (техники
модульного оригами).
Формы занятий: традиционные,
комбинированные и практические
занятия; лекции, игры.
Промежуточные и итоговые тесты по
пройденным темам, творческие
работы, конкурсы.
Педагог дополнительного образования

6.Ведущие формы и методы
образовательной деятельности
7.Формы мониторинга
результативности
8.Кадровое обеспечение

Корякова Татьяна Александровна
1981
Высшее
МБУ ДО ДТ с.Коса
Педагог дополнительного образования
1 категория
с.Коса ул. Колхозная д.40

3

Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребёнок»
Сухомлинский В.А.
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа
«Модульное оригами» художественной направленности, разработана в
соответствии с федеральными нормативно-правовыми документами:
- Закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального
государственного
образовательного
стандарт
начального
общего
образования" от 06.10.2009 N 373";
-СанПин 2.4.4. 1231-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к
учреждениям
дополнительного
образования
детей
(внешкольные
учреждения).
-Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «План мероприятий
на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного
образования детей»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
- Устав МБУ ДО ДТ с.Коса
Бумага - самый простой, недорогой, доступный всем и взрослым, и детям,
материал. Она легка в обработке, что очень привлекает работать с ней детей.
Но такая деятельность требует от них точных, мелких движений пальцев.
Работа с бумагой способствует концентрации и сосредоточенности
внимания, стимулирует развитие памяти (запоминание последовательности
изготовления, приемы складывания и пр.), знакомит с основными
4

геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.),
обогащает словарь специальными терминами. Конструируя ту или иную
фигуру из бумаги, ребёнку необходимо соотносить наглядные символы
(показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов
складывания) и переводить их в практическую деятельность
(самостоятельное выполнение действий). Всё это - возможности оригами.- то
есть японского искусства складывать фигурки. Своё название оно получило
от японских слов «ори» - складывать и «гами» - бумага.
Это уникальное занятие для всех и каждого. Любой найдёт в оригами то, что
ему близко, интересно. И никого оригами не оставит равнодушным. Для
занятий нужна только бумага и знания. С помощью оригами легко и быстро
создается целый мир, в который можно играть. Занятия оригами абсолютно
безопасны даже для самых маленьких детей.
Оригами – коллективное творчество. Работая вместе, дети сделают
множество интересных композиций. Оригами не требует больших
материальных затрат и особых способностей – получается у всех, кто хочет
творить. С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и
оригинальные подарки.
Новизна. Программа объединения «Модульное оригами» дает ребенку
представление о технологическом процессе как совокупности правил,
требований.
Возможность овладеть различными приемами и способами действий с
бумагой. Практическая деятельность на занятиях является средством общего
развития ребенка: формирование способности работать руками под
контролем сознания, совершенствование мелкой моторики рук, развитие
глазомера, формирование трудовых навыков, воспитание коммуникативных
навыков. Кроме того программа предполагает развитие у детей
художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность. В настоящее время искусство работы с бумагой в детском
творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких
технологий, когда при создании фильмов широко используется
компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага
остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Педагогическая целесообразность.
Для педагогов модульное оригами уникальная возможность развития тонкой
моторики рук ребенка, что прямо связано с развитием интеллекта. Для
5

психологов оригами - это одно из направлений арттерапии, возможности
оказания психологической помощи ребенку посредством искусства.
Формы и методы используемые на занятиях:
-формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная,
парная, групповая.
-беседа, рассказ, сказка;
-рассматривание иллюстраций;
-работа с шаблонами;
-творческое конструирование;
-показ образца выполнения последовательности работы.
Программа объединения «Модульное оригами» рассчитана на два года
обучения, для обучающихся с 7 -11 лет.
Наполняемость групп:
Первый год обучения – 12 человек;
Второй год обучения – 10 человек;
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие
детей в процессе овладения элементарными приемами работы с бумагой
(техники модульного оригами).
Задачи 1года обучения:
-формирование творческого мышления, стремление сделать-смастерить чтолибо своими руками, терпение и упорство необходимые при работе с
бумагой;
-развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления,
пространственного воображения;
-воспитание интереса к искусству модульного оригами;
К концу первого года обучающиеся должны знать:
-что такое модульное оригами;
-историю возникновения модульного оригами;
-основные приемы работы, способ складывания базового треугольника.
Уметь:
-подбирать бумагу нужного цвета;
-пользоваться схемой, технологической картой;
-собирать игрушки – «оригамушки»;
6

Задачи 2 года обучения:
-формирование умения следовать устным инструкциям, читать зарисовывать
схемы изделий;
-развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии
детей;
-формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков;
К концу второго года обучающиеся должны знать:
- -название, назначение, правила пользования ручными инструментами для
обработки бумаги, картона, и других материалов;
Уметь:
-составлять композицию из готовых поделок.
-уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
-формирование умения отзывчиво относиться к ученикам, проявлять
готовность оказать им посильную помощь;
-формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат,
-бережному отношению к труду.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
-проговаривать последовательность действий;
-учиться работать по предложенному педагогом плану;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-учиться сравнивать способы действия и результат с эталоном;
-учиться корректировать, вносить изменения в работу;
-учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного
с помощью педагога;
-учиться добывать новые знания: находить новые способы работы с бумагой,
используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога;
-выбирать наиболее эффективные способы оформления работы.
Коммуникативные УДД:
-учиться выражать свои мысли;
7

-учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в
коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовывать
их в творческих коллективных работах.
Предметные результаты:
-знать об особенностях работы с разными видами бумаги; знать основные
геометрические понятия и базовые формы модульного оригами;
-уметь узнавать изделия, открытки, выполненные в технике модульного
оригами;
-уметь соблюдать правила техники безопасности;
-иметь представление о композиции на плоскости и в объёме;
-уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи,
-уметь создавать композиции с изделиями, выполненными в технике
модульного оригами;
-уметь частично самостоятельно находить и использовать дополнительную
информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
Любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Бумага
дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить
замысел, ощутить радость детского прикладного и технического творчества.

8

№

1

2

3

4

5

6

7

8
9

10

Учебно – тематический план первого года обучения
Тема
Теория
Практика Всего
Вводное занятие.
История возникновения
техники модульного оригами.
Базовая форма модульного
оригами «Треугольник»
Композиция «Тарелочка»
-изготовление модулей;
-сборка модулей в
композицию;
-украшение;
Композиция «Природа» с
элементами аппликации, на
основе базовой формы.
«Треугольник»
Композиция Кошечка» с
элементами аппликации, на
основе базовой формы.
«Треугольник»
Композиция «Аквариум» с
элементами аппликации, на
основе базовой формы.
«Треугольник»
Композиция «Зима» с
элементами аппликации, на
основе базовой формы.
«Треугольник»
Изготовление цветов.
(бумага, салфетки,
гофрированная бумага).
Композиция «Кусудама»

1

1

Минивыставка

1

3

4

1

2

3

1

3

4

Текущее
тестирован
ие

1

3

4

Минивыставка

1

3

4

Минивыставка

1

3

4

1

3

4

5

5

Подготовка к выставке.

Итоговое занятие.

Формы
аттестации
(контроля)

1

Творческий
отчёт
(итоговый).
Итоговое
тестирован
ие, игра

1

Итого:

9

9

25

34

Содержание программы
1.Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы на учебный год. Правила безопасности труда
и пожарная безопасность. Ознакомление с основными инструментами при
работе с бумагой. Показ – демонстрация изготовленных поделок из бумаги.
Базовая форма Модульного оригами. Выполнение практической работы.
2.Композиция «Тарелочка». Изготовление модулей. Выполнение
практической работы.
3. Композиция «Природа» с элементами аппликации. Беседа о птицах,
отгадывание загадок. Выполнение практической работы.
4. Композиция «Кошечка» с элементами аппликации, на основе базовой
формы «Треугольник». Беседа о животных, отгадывание загадок.
Выполнение практической работы.
5. Композиция «Аквариум» с элементами аппликации, на основе базовой
формы «Треугольник». Беседа о рыбах, отгадывание загадок. Выполнение
практической работы
6. Композиция «Зима» с элементами аппликации. Беседа о временах года,
отгадывание загадок. Выполнение практической работы.
7. Изготовление цветов. Беседа о цветах. Разнообразие цветов.
Выполнение практической работы (бумага, салфетки, гофрированная
бумага).
8. Изготовление цветочного шара «Кусудама». Изготовление цветов из
бумажных салфеток. Выполнение практической работы.
9. Подготовка к выставке.
10. Итоговое занятие. Тестирование.

10

Учебно – тематический план второго года обучения
№

1

2
3
4

5

6

7

8

9

Тема

Теория

Практика Всего

Вводное занятие.
История возникновения
модульного оригами.
Базовая форма
модульного оригами
«Треугольник»
Композиция «Лебедь»

2

1

7

8

Композиция «Заяц»
Композиция
«Пингвин», «Сова»

1
1

7
7

8
8

Мастерская Деда
мороза.
- новогодние снежинки;
- открытка;
-изготовление деда
мороза, снегурочки из
бумаги;
Изготовление
поздравительных
открыток к различным
праздникам элементами
квилинга и аппликации.
-день влюблённых;
-23 февраля;
-8 марта;
Работа с пластиковыми
ложками и вилками.
-Изготовление
кувшинки из
пластиковых ложек.
-Изготовление веера из
пластиковых вилок.
Изготовление цветов
(салфетки, бумага,
ватные диски);
Беседа о дереве счастья
«Топиарий»

Формы
аттестации
(контроля)

2

1

9

10

Минивыставка

Текущее
тестирование

2

4

6

Игравикторина

1

3

4

Минивыставка

1

3

4

1

5

6

11

Изготовление дерева, с
элементами аппликации.
10

Подготовка к выставке.

11

Итоговое занятие.

Итого:

10

10

2

2

13

12

55

68

Творческий
отчёт
(итоговый).
Итоговое
тестирование,
игра

Содержание программы
1.Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы на учебный год. Правила безопасности труда
и пожарная безопасность. Ознакомление с основными инструментами при
работе с бумагой. Показ – демонстрация изготовленных поделок из бумаги.
Изготовление базовой формы «Треугольник». Выполнение треугольных
модулей.
2.Композиция «Лебедь» Изготовление модулей.
Выполнение практической работы.
3.Композиция «Зайка» Изготовление модулей.
Выполнение практической работы.
4.Композиция «Пингвин», «Сова». Изготовление модулей.
Выполнение практической работы.
5. Мастерская деда мороза. История новогоднего праздника. Изготовление
новогодних поделок: снежинки, новогодние открытки, новогоднее
украшение.
Выполнение практической работы
6. Изготовление подарочных открыток. Беседа о праздниках день
влюблённых. 23 февраля, 8 марта. Знакомство с техникой квиллинг, беседа.
Выполнение практической работы.
7. Работа с пластиковыми ложками и вилками.
-Изготовление кувшинки из пластиковых ложек.
-Изготовление веера из пластиковых вилок;
Выполнение практической работы.
8. Изготовление цветов. Беседа о цветах. Разнообразие цветов.
Выполнение практической работы (бумага, салфетки, гофрированная
бумага). Выполнение практической работы.
9. Беседа о дереве счастья «Топиарий». Изготовление дерева, с элементами
аппликации.
10. Подготовка к выставке.
11. Итоговое занятие. Тестирование.

13

Условия реализации программы
Учебные столы и стулья;
Выставочные стенды;
Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия;
Схемы складывания изделий;
Журналы и книги по модульному оригами;
Белая бумага;
Цветная бумага (ксероксная);
Цветной картон;
Трафареты;
Ножницы;
Клей ПВА;
Бумажные салфетки;

14

Методическое обеспечение программы
- учебные и методические пособия;
-материалы из опыта работы педагога.
- дидактические материалы;
- инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
- инструкционные карты сборки изделий для 1 и 2 года обучения.
-схемы создания изделий модульного оригами;
-образцы изделий;
- альбом лучших работ детей;
- таблица рекомендуемых цветовых сочетаний;
- методические разработки;
- компьютерные презентации;

15

Литература для педагога
1.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами: Традиционные и новые
техники оригами. СЗКЭО «Кристалл», Оникс. СПб. – М., 2006.
2.Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: От простых фигурок до
сложных форм. 337 моделей. СЗКЭО «Кристалл», Оникс. СПб. – М., 2008.
3.Выгонов В.В. Оригами. «Издательский Дом МСП». М., 2005.
4.Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы.-М: Издательство
«Скрипторий 2003», 2007.
5.Гончар В.В. Модульное оригами. Айрис – Пресс. М., 2009.
6.Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с анг. С.В. Григорьевой-М:
«Просвещение», 2005.
7.Кузнецова О.С., Мудрак Т.С. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир
книги «Карапуз», 2009.
8.Сержантова Т.Б. Лучшие модели: Серия «Внимание: дети!». Айрис – Пресс.
М., 2009
9.Ступак Е. А. Оригами. Игры и фокусы: Серия «Внимание: дети!». Айрис –
Пресс. М., 2008.
10.Ханна Линд. Бумажная мозайка. –М: Айрис-Пресс, 2007.

16

Литература для обучающихся
1.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 2005г..
2. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 2007г.
3.Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу
«Оригами», М, «Аким», 2005.
4.Сержантова Т.Б. Оригами. Новые модели: Серия «Внимание: дети!». Айрис
– Пресс. М., 2006.
5.Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы: Серия «Внимание: дети!».
Айрис – Пресс. М., 2008.
6.Сержантова Т.Б. Лучшие модели: Серия «Внимание: дети!». Айрис – Пресс.
М., 2009

17

Приложение № 1
Годовой тест объединения «Модульное оригами» 1-го года обучения.
1. Как называют отдельные элементы в модульном оргами7
А) квадрат; Б) модуль; В) круг;
2. Какая форма является основной в оригами?
а). Треугольная б). Прямоугольная в). Квадратная
3. Что является основным предметом в работе модульного оригами?
А) бумага;

Б) картон; В) книга;

4. Из чего изготавливают этот материал?
А) Из древесины Б) Из хлопка В) Из песка Г) Из нефти
5. Какие инструменты и принадлежности необходимы для работы с
бумагой. Подчеркнуть?
Бумага, клей, шило, ножницы, линейка, карандаш, схемы, скрепки.

18

Текущий тест объединения «Модульное оригами» 2-го года обучения.
1. Модульное оригами – это…..
А) оригами из модулей;
Б) оригами из одинаковых модулей;
В) сложное оригами;
2. В какой стране зародилось искусство модульного оригами?
А) Греция; Б) Япония; В) Корея;
3 . Где впервые появилась бумага?
А) в Китае; Б) в Японии; В) в Греции;
4. Как называют отдельные элементы в модульном оргами7
А) квадрат; Б) модуль; В) круг;
5. Что является основным предметом в работе модульного оригами?
А) бумага; Б) картон; В) книга;
6. Что является одним из наиболее часто встречающихся объектов
модульного оригами?
А) животные;
Б) цветы; В) кусудама;
7. По какому правилу складывается, каждый отдельный листок в
модуль?
А) по классическому оригами;

Б) по сложному оригами;

19

Итоговый тест объединения «Модульное оригами» 2- го года обучения.
1. Один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на
котором изображены все складки готовой модели?
А) простое оригами;
Б) развёртка (паттерн);
В) модульное оригами;
2. Где использовалось оригами на заре своего развития?
А) на карнавалах;
Б) на храмовых обрядах;
В) на домашних праздниках;
3.Кусудама – это…..
А) шар из бумажных модулей;
Б) квадрат;
В) цветочный шар;
4. Определите, последовательность сборки треугольного модуля?

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.09.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +73429821756

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».